Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Кто я?»: как узнать, что о вас думают коллеги

Кристи Хеджес
Фото: TOM KOLOSSA/EYEEM/GETTY IMAGES

Нелегко понять, как другие люди воспринимают нас. Часто мы не уверены, не знаем точно или вовсе не отдаем себе отчета в том, какой образ мы проецируем. И отсутствие такого понимания может тормозить карьеру.

Приведу в качестве примера своего бывшего клиента, который метил на руководящую должность, но из отзывов узнал о том, что коллеги считают его негативным и трудным. Это поразило его: он считал себя основательным человеком с аналитическим складом ума и полагал, что все понимают: он выражает несогласие ради того, чтобы прийти к наилучшему решению. Еще он не осознавал, что у него есть привычка гримасничать во время обдумывания информации и что со стороны это было похоже на раздражительность.

Мой клиент страдал от того, что психологи называют иллюзией прозрачности — уверенности, что мы словно открытые книги и все видят именно то, что мы хотим выразить. Но между намерением и его восприятием может быть большой разрыв. Часто люди не отдают себе отчета в собственной мимике, особенно когда глубоко задумались. Как говорит один мой коллега, вдумчивые лица несимпатичны. А определенные эмоции бывает сложно расшифровать. Например, досаду и незначительный дискомфорт легко перепутать.

Знание того, что большинство из нас не проецирует ясно свои намерения, не мешает нам с уверенностью формировать свои впечатления на основе восприятия. А в организациях такие впечатления часто складываются коллективно, и может появиться некое общепринятое мнение о человеке. Такими мнениями делятся в качестве совета («Только начали подавать отчеты Ане? Вот как лучше всего с ней работать»), или они распространяются как злостные сплетни («Клод снова рвется к власти»).

Доступ к такому коллективному впечатлению может дать нам ценную информацию о том, что у нас хорошо получается и в чем, возможно, стоит поменять свой стиль. Даже если мы получаем частые отзывы на работе, как правило, они относятся к нашей функциональной работоспособности. Вам могут сообщить о том, что нужно отточить навыки продаж, но не о том, что люди считают вас эгоистом. Какой из этих аспектов оказывает большее влияние на карьеру?

В книге «Сила присутствия» я обрисовываю несложную проверку имиджа, чтобы определить, как другие воспринимают вас. Чтобы получить нужную вам информацию, нужно лишь задать пару хорошо сформулированных вопросов нескольким ключевым лицам. Если вы когда-либо проводили оценку методом «360 градусов», то видели, как скоро начинают повторяться впечатления.

Хотя это упражнение не займет много времени, психологически оно может быть непростым и вызывать напряжение. Помните, что для этого никогда не наступит подходящий момент, и примите тот факт, что сейчас и есть этот самый подходящий момент.

Сделайте следующее:

Отберите пять человек. Выбирайте тех коллег, которые регулярно видят вас в значимых рабочих ситуациях: начальников, топ-менеджеров, непосредственных подчиненных, коллег, равных вам по положению, или даже бывших коллег. Отличный источник информации — влиятельные коллеги, которые всегда в курсе событий. Если они наблюдали вас в нескольких аспектах вашей работы или жизни, тем лучше. Хотя и важно, чтобы в вашей группе были доверенные лица, обязательно выберите тех, кто скажет все как есть.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте