Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как правильно реагировать на критику

Таша Юрик
Фото: ADRIENNE BRESNAHAN/GETTY IMAGES

Обратная связь — это подарок. Исследования говорят, что это ключевой элемент продуктивной работы и эффективного лидерства. Негативные отзывы особенно ценны, так как помогают контролировать наши действия и предупреждают о том, что пора что-то менять. Начальники, подчиненные и коллеги считают руководителей, которые приветствуют критику в свой адрес, более эффективными, в то время как показатели эффективности тех, кто предпочитает положительную обратную связь, оцениваются ниже.

Но не всегда бывает легко принять критику и начать действовать. Она может вызвать гнев, смущение и желание защищаться, что ухудшает нашу эффективность. Более того, нельзя доверять всем получаемым отзывам. Хотя люди часто бывают объективны в своей критике и действуют из лучших побуждений, замечания могут быть некорректными и/или бесчестными: коллега стремится вывести вас из равновесия, у начальника невозможные ожидания, сотрудник боится высказать правду в лицо начальству, друг проецирует свои проблемы на вас. Трудно понять, что правда, а на что не нужно обращать внимание.

Доступно большое количество материалов о том, как обратиться за критикой, но относительно мало советов, как справляться с ней. Вот пять доказанных практикой действий, которые помогут вам открыто и спокойно выслушать критику, осознанно проанализировать ее и понять, как использовать ее для своего роста, чтобы при этом не пострадали ваши уверенность и самооценка.

1. Не спешите реагировать

За 15 лет работы организационным психологом и коучем руководителей высшего звена я наблюдала практически все возможные реакции на критику. Особенно мне запомнилось, как один клиент бил кулаком в стену, другой обвинил меня в том, что я выдумала полученный им отзыв, а третий плакал навзрыд, так что нам пришлось перенести встречу. Радует, что позже, когда их первоначальные эмоции утихли, все трое добились значительных улучшений.

Эти реакции вполне понятны. Как сказал известный психолог Уильям Суонн, если мы получаем обратную связь, которая противоречит нашему представлению о себе, мы «испытываем сильную дезориентацию и психологическое расстройство, когда осознаем, что под угрозой оказывается само наше существование».

В рамках исследовательской программы для моей новой книги «Insight» моя команда провела десятки интервью с людьми, добившимися исключительных улучшений в своем самоосознании. Эти участники рассказывали, что часто стремятся получать критические замечания, которые могут помочь им стать лучше, но не всегда получают удовольствие от подобного опыта. Один участник, руководитель некоммерческой организации, пошутил: «Смеетесь? Я ненавижу, когда мне говорят, что я не само совершенство!» Это нас обнадежило: даже те из нас, кто обладает самым высоким самоосознанием, остаются людьми. Но когда мы начали глубже изучать их дальнейшие действия, мы увидели ярко выраженную модель поведения. В то время как многие из нас заставляют себя преодолеть собственные эмоции и отреагировать незамедлительно, люди с высоким самоосознанием давали себе дни или даже недели на то, чтобы оправиться от жесткой критики, прежде чем решить, что делать дальше.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте