Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как продолжать работать, когда совсем не хочется

Айелет Фишбах
Фото: Wayne Mills

Мотивировать самого себя трудно. Я часто сравниваю этот процесс с подвигом барона Мюнхгаузена: сохранять энтузиазм на протяжении всего времени работы над проектом или даже всей карьеры немногим проще, чем вытаскивать себя из болота за волосы. Кажется, сама наша психика противится постоянным усилиям — и здесь не помогут ни литры кофе, ни вдохновляющие цитаты.

Однако эффективные специалисты владеют сложным искусством самомотивации — и это одна из черт, отличающих их от прочих людей. Но как заставить себя двигаться к цели, когда совсем не хочется?

Конечно, мотивация у каждого своя. То, что вдохновляет вас, может не впечатлить меня. Кроме того, некоторые люди проявляют больше упорства, чем другие. После 20 лет исследований в области мотивации мы с коллегами сформулировали несколько эффективных стратегий, помогающих завершить самые разные начинания — например, похудеть, накопить на старость или внедрить в компании сложную инициативу. Если вы хоть раз останавливались на пути к достижимой цели из-за прокрастинации или нерешительности (с кем не бывало?), вам будет полезна эта статья. Поддержать вашу мотивацию помогут четыре набора приемов.

Думайте о цели, а не о тяготах

Важность целеполагания подтверждают многие исследования. Известно, что при наличии заранее определенного плана продажники заключают больше сделок, а люди, занимающиеся спортом, получают большую отдачу от тренировок. Абстрактные цели («постараться сделать лучше») работают заметно хуже конкретных («привлечь 10 новых клиентов за месяц» или «пройти за день 10 тыс. шагов»). Итак, первое правило таково: цели, которых вы хотите достичь, должны быть конкретными.

Кроме того, эти цели должны по возможности вызывать внутреннюю, а не внешнюю мотивацию (внутренняя мотивация предполагает, что цель важна сама по себе; внешняя — что это лишь способ получить награду или избежать наказания). По нашим данным, внут­ренняя мотивация больше способствует успеху.

Взять, к примеру, новогодние обещания. Мы выяснили: чем приятнее выполнять данное себе обещание, тем больше шансов на его выполнение, даже если это не самое важное дело (например, занятия йогой или отказ от телефона по субботам). И это при том, что новогодние зароки обычно сложно соблюдать — иначе они были бы не нужны.

Разумеется, если внешняя мотивация достаточно сильна, мы сможем выполнить даже самые неприятные задачи. Экстремальный пример — прохождение химиотерапии. Если говорить о работе, стоит вспомнить, что многие держатся за свою должность только из-за денег, чувствуя себя «рабами зарплаты». Но в таких ситуациях люди обычно работают без энтузиазма. Это доказывает, что одна только внешняя мотивация не ведет к истинному успеху.

В идеальном мире мы всегда находили бы себе обязанности и условия по душе и благодаря этому были бы полностью вовлечены в работу. Увы, в реальности это удается не всем. Например, мои исследования показали, что большинство людей считают важным для своей нынешней работы поддерживать хорошие отношения с коллегами и начальством. При этом они не припоминают, чтобы офисная дисциплина влияла на их успех на прошлых должностях, и не считают ее необходимой для дальнейшего роста. Вывод: чтобы помочь себе многого достичь, при выборе должности и проектов нужно учитывать и внутреннюю мотивацию.

Если это невозможно (мы ведь не всегда делаем то, что любим), важно научиться находить в работе хотя бы что-то приятное. Почаще думайте о том, как получить удовлетворение от выполнения своих обязанностей. Возможно, нелюбимая должность дает вам шанс показать свои умения руководству, или обрасти полезными связями, или помочь множеству людей. Наконец, вы всегда можете разбавить скучные дела чем-то приятным: слушайте музыку, разбирая почту, или занимайтесь рутиной в компании друзей, семьи или близких коллег.

Найдите эффективные поощрения

Если перед вами стоит особо сложная задача или у вас начался непростой карьерный период, придумайте для себя внешние мотиваторы — краткосрочные или среднесрочные. Будет особенно хорошо, если они дополнят вознаграждение от организации. Например, решите, что после завершения проекта вы возьмете отпуск; а если, скажем, вам удастся сбросить вес, вы побалуете себя желанной покупкой. Но старайтесь избегать ложных целей. Не стоит вознаграждать себя, скажем, за количество выполненных задач или скорость работы, если ваша истинная цель — повысить качество. Бухгалтер, поощряющий себя за быстрое завершение аудиторского проекта, наверняка наделал кучу ошибок; а продажник, купивший себе подарок за некую сумму продаж без учета доли повторных покупок, вероятно, потерял часть клиентов.

Другая ошибка — выбирать поощрения, уничтожающие достигнутый результат. Если вы наконец-то сбросили вес, не стоит отмечать это достижение тортом: так вы вернете дурные привычки — и пару килограммов, от которых с таким трудом избавлялись. Если в награду за ударную работу на прошлой неделе вы позволите себе расслабиться на текущей, это смажет впечатление от ваших успехов. Психологи ­отмечают, что достижение поставленных целей люди часто воспринимают как некую индульгенцию — и в итоге делают шаг назад.

Кроме того, не все поощрения одинаково эффективны. Так, эксперименты показали: большинство людей активнее борются (тратят больше усилий, времени и денег) за негарантированную награду (50% вероятности получить $150, 50% — $50), чем за гарантированную (100% вероятности получить $100); возможно, дело в том, что первая вызывает больший азарт. На работе негарантированные стимулы создать сложно, но возможно. Внесите элемент игры: предложите сотрудникам за успешное выполнение задачи выбрать наугад один из двух конвертов (с меньшей или большей суммой).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте