Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Зачем нужно читать книги вместе с подчиненными и коллегами

Фото: Chris Lawton

Я обожаю участвовать в заседаниях книжного клуба Six Pillars, который проводит у себя мой приятель Стэн. Он организовал эту группу несколько лет назад, чтобы был еще один повод пообщаться с друзьями, изучить литературные пристрастия и обзавестись новыми знакомствами. Клуб получил название Six Pillars («Шесть столпов» — прим. ред.), потому что каждый год мы читаем шесть книг по шести ключевым дисциплинам. Группа собирается каждые два месяца, Стэн встречает всех у себя, готовит ужин, и в течение пары часов 10—12 человек обсуждают книгу, которую все прочитали.

Разумеется, мы не претендуем на уникальность. Книжные клубы сейчас очень популярны — и их великое множество: от клуба Опры Уинфри до онлайн-сообществ вроде Goodreads. Книжные клубы —это неофициальные организации, поэтому трудно понять, сколько их на самом деле. По некоторым данным, более 5 млн американцев состоят хотя бы в одном книжном клубе (и это без учета онлайн-групп).

Чтение — важная составляющая развития навыков лидерства. Я не первый раз говорю об этом на страницах HBR: привычка к вдумчивому чтению в самых разных областях знания оттачивает ваш разум, помогает выстраивать отношения с людьми и повышает, среди прочего, ваш эмоциональный интеллект. Для бизнес-лидеров интерес к литературе должен простираться далеко за пределы книг по ведению бизнеса — это могут быть исторические произведения, биографии, рассказы и даже стихи. Лучшие списки обязательной к прочтению литературы, рекомендуемой руководителями, зачастую невероятно разнообразны.

Но чтение часто воспринимается как занятие лишь для одного человека. Может ли лидер извлечь для себя выгоду из нынешнего всплеска популярности книжных клубов? Я убежден, что может. Книжный клуб — это уникальный способ повысить эффективность чтения, который дает своим членам и другие преимущества. Воспользоваться ими могут предприниматели, выбирающие книжный клуб, в котором состоят как их друзья, так и члены бизнес-сообщества, а также те, кто вступает вместе с коллегами по работе в книжные клубы «по «профессиональным интересам».

Во-первых, книжные клубы вырабатывают привычку читать систематически. Каждый год я ставлю перед собой четкую цель прочитать не меньше 12 книг, не имеющих отношения к моей профессиональной области. Книжный клуб, в котором я состою, дает мне действенный стимул для выполнения задуманного. Общение в группах помогает не свернуть с выбранного пути. В мире, где всего 8% людей достигают поставленных в новогоднюю ночь целей, Марк Цукерберг, например, решил публично заявить в Facebook* о своем решении прочитать 26 книг за год и предложил рассматривать свое сообщение как обращение к участникам виртуального книжного клуба, которые бы не дали ему уклониться от своего обещания. Как я уже говорил ранее, помимо всего прочего книжные клубы помогают повысить «книжную грамотность» своих молодых и зрелых участников. Автор бестселлеров Гретхен Рубин неоднократно утверждала, что формирование положительных привычек, как правило, быстрее всего происходит именно в группе. Если вы уверены в пользе чтения, но вам сложно выработать привычку читать, именно группа создаст для вас необходимый коллективный стимул.

Кроме того, само чтение в сообществе может помочь вам подойти к этому процессу более осознанно и научит лучше воспринимать различные точки зрения. Вам не придется выбирать каждую книгу для чтения в клубе. Напротив, клуб будет выбирать книги для вас, благодаря чему вы сможете познакомиться с такими жанрами и трудами, которые вы вряд ли бы стали изучать самостоятельно. Книги самого разнообразного содержания —художественная литература, история, биографии, социальные науки — помогут вытащить вас из обыденности и позволят вам увидеть взаимосвязь идей, что в конечном итоге может пригодиться как в работе, так и в личной жизни. Кроме того, обсуждение таких книг с широким кругом друзей или коллег позволит раздвинуть горизонты вашего собственного мышления. Гарвардская школа бизнеса широко использует в обучении метод анализа кейсов: студенты все вместе знакомятся с какой-то ситуацией или историей и обсуждают ее. Именно такой метод позволяет студентам учитывать различные точки зрения на одну и ту же проблему, высказываемые в ходе любой дискуссии, формирует более глубокое понимание сути проблемы и, в конечном счете, обеспечивает выбор максимально взвешенного решения. Книжные клубы функционируют по тому же принципу: они заставляют вас окунаться в новые и интересные темы благодаря тому, что вы слышите мнение людей, которые думают иначе, чем вы. К тому же, зная, что вам предстоит обсуждать книгу с коллегами, вы, скорее всего, будете читать ее более внимательно, чем если бы вы делали это только для себя.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте