Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Зачем инженерам медитация

Бет Рикен , Шеннон Гилмартин , Шери Шеппард , Шона Шапиро
Фото: DIMITRI OTIS/GETTY IMAGES

В технических профессиях есть сложные междисциплинарные задачи, решение которых требует креативного, инновационного подхода. Но курсы по подготовке инженеров едва уделяют этому внимание. В результате технические специалисты обладают сильными аналитическими навыками, но при этом могут испытывать трудности, если задание требует от них способности мыслить нестандартно. Согласно нашему исследованию, практика осознанности может помочь инженерам выйти за рамки привычного мышления, начать генерировать новые идеи и находить лучшие способы решения проблем.

Ценность дивергентного мышления

Типичное рабочее задание для инженера — создание устройств или систем и процессов, у которых могут быть конфликтующие цели и множество потенциальных способов применения. Процесс выполнения таких задач принято называть техническим проектированием. Команда инженеров берется за существующую проблему или обозначает новую, определяет ее масштаб, предлагает способы решения, оценивает каждую идею и выбирает оптимальный подход. На протяжении всего этого процесса работают два типа мышления: конвергентное и дивергентное.

Конвергентный способ означает линейное, пошаговое размышление над задачей, ведущее к единственно верному решению. Дивергентный же способ, отталкиваясь от первичной формулировки проблемы, исследует разные пути ее решения, генерируя множество идей. Специалисты используют дивергентное мышление на той стадии проектирования, когда идеи генерируются для того, чтобы обозначить наиболее широкий диапазон потенциальных решений. Конвергентное мышление используют для оценки каждой идеи и поиска оптимального подхода.

Чтобы решить проблему, необходимы оба типа мышления, но для поиска инновационных решений лучше всего подходит именно дивергентное. Однако навыки дивергентного мышления игнорируются на инженерных курсах, где более распространен линейный подход к изучению технической информации, относящейся к отдельно взятой узкой дисциплине. Таким образом, студенты становятся специалистами в узкой сфере, которые умеют лишь применять стандартные формулы к шаблонным задачам с «правильными» ответами.

Неудивительно, что при выходе на работу инженеры с трудом осваивают нестандартные подходы к решению задач. К счастью, есть множество способов тренировки дивергентного мышления, таких как мозговой штурм или «needfinding» (выявление потребностей пользователей — прим. ред.). Так, во время мозгового штурма участникам рекомендуют не торопиться с выводами и проявлять любознательность. А специалисты Института дизайна при Стэнфордском университете советуют быть в моменте, когда нужно разобраться с неопределенностью, и предлагают расслабиться и находиться в состоянии принятия, занимаясь прототипированием.

Все эти практики — составляющие фундаментальной человеческой способности, которая называется осознанность.

Как осознанность развивает дивергентное мышление

Осознанность определяют как умение концентрировать внимание, проявляя открытость, доброту и заинтересованность. Хотя психологи продолжают исследовать точные механизмы воздействия осознанности на дивергентное мышление, результаты исследований говорят о том, что между ними явно есть причинно-следственная связь.

Предыдущие исследования осознанности и дивергентного мышления рассматривали разные слои населения. Мы же попытались изучить связь между осознанностью, дивергентным мышлением и инновациями на примере студентов и недавних выпускников инженерных факультетов.

Мы провели два испытания. В первом мы исследовали воздействие 15 минут осознанной медитации на показатели дивергентного мышления среди 92 студентов инженерного факультета Стэнфордского Университета. Прошлые исследования показали, что для улучшения генерации идей среди среднестатистических студентов достаточно одной сессии медитации.

Перед началом эксперимента все участники заполнили анкеты с целью измерить исходный уровень осознанности. Затем участников поделили на экспериментальную и контрольную группы и попросили выполнить два задания на дивергентное мышление: обычное задание на генерацию идей (перечислить максимальное количество альтернативных способов использования кирпича) и задание на проектирование (перечислить все факторы, которые нужно учесть, проектируя подпорную стены при речном потопе). Прежде, чем приступить к выполнению заданий, участники экспериментальной группы медитировали в течение 15 минут, а контрольная группа посмотрела 15-минутный ролик о снижении стресса.

В обеих группах исходный уровень осознанности коррелировал с количеством и оригинальностью идей, которые участники записали в первом задании, и с числом факторов, которые они обозначили в задании на проектирование. Студенты-инженеры, которые, согласно анкетированию, обладали более высокой исходной осознанностью, лучше справились с задачами на дивергентное мышление.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте