Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как поступают действительно умные люди

Шейн Сноу
Иллюстрация: DANAE DIAZ/GETTY IMAGES

Бенджамин Франклин понимал, что был умен — умнее многих своих современников. Но он был также достаточно умен для осознания того, что не может быть прав во всем. Поэтому каждый спор он начинал примерно с таких слов: «Я могу ошибаться, но…». Такое вступление не только успокаивало собеседников: им оно помогало не принимать разногласия слишком близко к сердцу, а самому Франклину — психологически настроить себя и быть более открытым к новым идеям.

История показывает, что мы склонны выбирать непоколебимых, предсказуемых и решительных лидеров в политике и бизнесе. Однако исследования говорят, что лидеры, которые нам действительно необходимы, обладают прямо противоположными качествами: креативностью и гибкостью. Нам нужны люди, которые, подобно Франклину, не только достаточно умны и решительны для того, чтобы мотивировать окружающих на новые достижения, но и обладают гибкостью, позволяющей им мыслить вне привычных рамок, признавать свои ошибки и приспосабливаться к изменяющимся условиям. Изменить привычное мышление и образ действий сложно, но очень важно в условиях нашего богатого на все новые потрясения времени.

В массовой культуре такая когнитивная гибкость называется «открытостью мышления». Чем больше становится разногласий в обществе, тем сильнее от способности наших лидеров (высшего руководства страны или первых лиц компаний) проявлять гибкость зависит выживание как компаний, так и целых сообществ.

К сожалению, ученые десятилетиями безрезультатно обсуждали определение понятия «открытости мышления» и факторов, влияющих на формирование этого качества. Отчасти это было обусловлено отсутствием надежного метода оценки этой категории. Однако не так давно психологам удалось переосмыслить концепцию «открытости мышления» — и даже найти способ ее количественного измерения.

Прорыв в этой области произошел, когда исследователи начали экспериментировать с понятием «интеллектуальная скромность», связанным с религией. Мыслители веками пытались ответить на вопрос, почему некоторые люди упрямо цепляются за свои религиозные убеждения, даже если им предоставляют факты, способные, казалось бы, отвратить их от прежних взглядов, — и почему другие, наоборот, быстро принимают новые убеждения. Интеллектуальная скромность, по мнению исследователей, — это качество, находящееся между двумя этими крайностями. Она определяет готовность к изменениям вкупе с пониманием того, когда изменения все же нежелательны.

Несколько лет назад ученые из ряда университетов начали применять эту теорию в сфере практической повседневной психологии. В 2016 году исследователи из Университета Пеппердайна опубликовали статью, посвященную способу оценки четырех составляющих концепции «интеллектуальной скромности», выделенных ими:

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте