Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Самый сложный вопрос: что рассказать о себе на собеседовании

Джоел Шварцберг
Фото: STEVEN COUTTS PHOTOGRAPHY/GETTY IMAGES

Самым сложным на собеседовании оказывается вопрос, который, с точки зрения интервьюера, может показаться одним из простейших: «Итак, расскажите о себе».

Вопрос выглядит просто, ведь кажется, что он дает соискателю полную свободу: никаких гипотетических сценариев, никаких просьб о примерах из жизни, никаких технических задач, ни даже этого жуткого: «В чем ваш главный недостаток?» Просто… «расскажите мне что-нибудь».

Но вопрос только кажется простым. Тема задана настолько широко, что несет в себе больше рисков, чем возможностей, ведь не предусмотрено никакой структуры ответа. Пустой холст без единой подсказки. И вы мысленно перебираете бесконечные варианты:

Ситуация похожа на большое совещание, на котором руководитель хочет «узнать мнение собравшихся» и предлагает каждому «вкратце высказаться». Не успеете оглянуться, и половина совещания уже прошла, а ваш коллега Гус все еще о чем-то бубнит.

Я часто наблюдаю эту проблематичную ситуацию на своих занятиях и семинарах по аргументации: высказывание без конкретной идеи. Либо говорящий не знает, как сформулировать свою основную идею, либо подменяет ее общими понятиями, темами, фактами или толкованиями.

Вашему потенциальному работодателю больше всего от вас нужна основная идея («Я лучше всего подойду на эту должность»), а не пересказ содержания автобиографии («Все, что вспомню о себе»). Но как перейти от широкого вопроса интервьюера к конкретному и отточенному аргументированию вашей основной идеи? Для начала — не терять ни своего, ни чужого времени.

Не ограничивайтесь только биографией

Чтобы осилить этот вопрос («Расскажите, пожалуйста, о себе»), для начала полезно вспомнить, что из резюме интервьюер уже знает о вашем трудовом стаже. Монолог с изложением сведений с вашей страницы в LinkedIn — занятие бессмысленное, однако соискатели постоянно к нему возвращаются. Помните: собеседование больше похоже на сватовство, чем доказательство компетенций. Если бы вам недоставало компетенций, вас не позвали бы изначально.

Специалист по карьерному росту Джон Лис рекомендует подходить к интервью, как к кастингу. По его словам, необходимо «представить, что ваши интервьюеры прокручивают в голове фильм, в котором вы работаете с их коллективом, показываете презентацию их начальнику, разговариваете с клиентами и акционерами».

Сейчас не лучшее время, чтобы раскрывать личную информацию о вашей жизни, семье, недавнем отпуске и интересе к кукольному театру. Этого можно будет коснуться позже, когда собеседование уже будет подходить к своей заключительной фазе. В данный момент извлеките максимальную выгоду и в первую очередь постарайтесь произвести серьезное первое впечатление. Даже если и вам, и вашему работодателю нравится кукольный театр, для получения работы от этого обстоятельства пользы будет немного.

Формулирование основной идеи в этом контексте будет состоять из двух этапов, важно будет заблаговременно подготовиться. Во-первых, определите, что именно организации нужно от человека на рассматриваемой позиции. Во-вторых, выстройте свой ответ таким образом, чтобы из него следовало, что вы и есть тот человек, который лучше всего соответствует задачам.

Определите, что нужно организации

Определить потребности организации — значит тщательно изучить описание должности, как карту сокровищ, секреты которой надо разгадать. Фразы наподобие «требуется», «должен иметь» или «крайне желательно» означают ровно то, что написано, так что уделите им особое внимание при планировании. Пункты ниже, с обозначением «предпочтительно», чаще всего менее важны, даже если вы им соответствуете. Обратите особое внимание на написанное под заголовками «Что мы ищем» и «Что нам нужно». Это самые очевидные прямые попадания.

Иногда ваши навыки соответствуют описанию задач, но указанная вами должность и специализация — нет. «Сделайте так, чтобы ваша анкета оказалась в числе приоритетных, подготовьте продуманное объяснение, почему имеющиеся у вас навыки отвечают требованиям вакансии, даже если название отличается, — пишет Тэмми Джонс, гендиректор Strategy and Talent Corporation. — Например, специалисты по работе с клиентами подходят на должности кредитного инспектора, регистратора в отеле, бухгалтера и секретаря приемной».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте