Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если вы сорвались на работе

Патрисия Томпсон
Фото: C.J. BURTON/GETTY IMAGES

По правде говоря, работа может приносить очень много стресса. Безотносительно того, является ли его причиной ваш начальник, коллеги или нагрузки, напряжение может оказаться чрезмерным. И вот после одного особенно неудачного совещания вы выходите из себя и срываетесь на коллегу.

Вы можете поспешить списать это на плохой день и вернуться к своим делам как ни в чем не бывало. Только окружающие едва ли забудут все так же скоро. Как писал Рой Баумайстер в своей классической статье Bad Is Stronger than Good («Плохое сильнее хорошего»), негативный опыт воспринимается более глубоко, чем позитивный, а отрицательные впечатления формируются скорее и преодолеваются тяжелее, чем положительные. Чтобы исправить ситуацию, нужно подойти к ней самокритично и осмысленно. Вот как следует действовать.

Будьте честны с собой. Первым шагом при работе с данной ситуацией будет честный взгляд на себя. Был ли это единичный инцидент, или такое происходит не первый раз? Если эмоциональные срывы для вас действительно нетипичны, знающие вас люди наверняка спишут это на ситуационные факторы. В таком случае может хватить искреннего извинения. Однако если это происходит регулярно, вам предстоит намного более сложный путь в восстановлении своей репутации.

Принесите извинения. Ваш следующий шаг — попросить прощения. В идеале это необходимо сделать при первой же возможности сразу после происшествия. Чем быстрее вы это сделаете, тем меньше окружающие будут прокручивать в уме и обсуждать сложившуюся ситуацию друг с другом. Согласно исследованию, проведенному Роем Левицки, Бет Полин и Робертом Лаунтом, эффективное извинение содержит в себе шесть компонентов:

1. Выражение сожаления

2. Объяснение проступка

3. Признание ответственности

4. Выражение раскаяния

5. Предложение, как можно исправить ситуацию

6. Просьба о прощении

Исследователи установили, что чем больше из перечисленного вы учтете, тем более благосклонно будет воспринято ваше извинение. Тем не менее не все аспекты одинаково важны. Было установлено, что самое главное — признание ответственности. Таким образом, когда вы будете извиняться за вспышку гнева, согласитесь с тем, что вы виноваты. Не придумывайте рационализаций и не оправдывайтесь. Будьте откровенны и признайтесь, что были неправы.

Исследование показало, что вторым важнейшим компонентом извинения является предложение о заглаживании вины. Стоит объяснить, как вы собираетесь компенсировать причиненный вред. Например, если вы сорвались на кого-то на людях, вы можете попросить прощения у человека лично и еще раз — на совещании в присутствии всех тех, кто был свидетелем неприятной ситуации. Или же вы можете рассказать, что собираетесь предпринять, чтобы не допустить такого в будущем.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте