Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Болезнь суперзвезды

Керен Эльдад

Несколько лет назад один друг признался мне, что не хочет идти на встречу выпускников Гарвардской школы бизнеса. Причиной, как выяснилось, послужили слова его приятеля: «Не зарабатываешь хотя бы $2 млн в год — не ходи, не позорься». По всем критериям мой друг — настоящий перфекционист. Он вправе гордиться своими достижениями, пусть даже по финансовым показателям он недотягивает до установленной приятелем метки. Когда я поняла, что он и вправду думает отказаться от приглашения, то вспомнила своих клиентов, жаловавшихся на подобные сомнения, и задалась вопросом: почему чем больше человек имеет, чем выше продвигается и чем лучше выглядит в соцсетях, тем он зачастую беззащитнее и меньше удовлетворен жизнью?

В поисках ответа на этот вопрос я обратилась к собственному жизненному опыту. Хотя со стороны казалось, что я всегда во всем добиваюсь успеха (другими словами, я соответствовала всем или почти всем ожиданиям своей социальной группы), еще недавно я страдала от того, что недотягиваю до уровня друзей, которые, судя по фото в Instagram*, только и делали, что устраивали вечеринки на шикарных яхтах. Кстати, стремление показать пользователям соцсетей, как замечательно вы живете, стало настолько распространенным явлением, что в словаре английского сленга уже появилось выражение «flex for the (Insta)gram» — «выпендриваться в Instagram*». Помню, я постоянно сравнивала себя с другими, чтобы доказать себе: я тоже чего-то стою. Конечно, все это было впустую. Теперь я вижу свою задачу в том, чтобы помогать амбициозным и достигшим многого людям сбалансировать собственную жизнь, добавив в нее здоровую дозу любви и жалости к себе, и принимать себя такими, какие они есть. Взглянув на свои достижения под новым углом, мы обычно перестаем мучить себя и окружающих, начинаем жить полной жизнью, чувствовать себя более счастливыми и при этом добиваемся во всем гораздо больших успехов, чем раньше.

Если вам кажется, что вы испыты­ва­­ете те же проблемы, что и я в недавнем прошлом, задайте себе три простых вопроса.

Я опросила более тысячи образованных людей, зарабатывавших в год более $200 тыс., и большинство из них ответили положительно на все три вопроса. Исследования профессионального самосознания американцев подтверждают мои наблюдения: даже в период экономического бума большая доля занятых граждан ощущает себя неудачниками. В середине 1980-х об удовлетворенности работой заявлял примерно 61% американцев. За последующие годы этот показатель снизился и теперь составляет около 50%. Рекордно низкий процент зафиксирован в 2010 году: тогда, по данным некоммерческой исследовательской организации Conference Board, работой были довольны лишь 43% трудящихся. Вдумайтесь: все остальные заявили, что либо не испытывают удовольствия от того, чему посвящают добрую половину дня, либо относятся к этому занятию с безразличием. Рост негатива отмечен даже у врачей и юристов. Я называю это явление болезнью суперзвезды: у вас все есть, но вы этим недовольны.

Много лет работая с подобными суперзвездами, я смогла разобраться, отчего столько гендиректоров и топ-­менеджеров, добившихся невероятных успехов, чувствуют себя н­есчастными. По большому счету, все сводится к одному: ощущение счастья не входит в список их целей. В бизнесе есть правило: что измеримо, то достижимо. Если для достижения целевых финансовых показателей в этом месяце нужно изготовить определенное количество единиц товара, мы наверняка хотя бы приблизимся к желаемой цифре, а то и перевыполним план. Но многие перфекционисты развивают бизнес, копят деньги, завоевывают награды, заключают выгодные браки и окружают себя ­знаменитостями без всякой оглядки на то, приносит ли им это радость. Неудивительно, что они не чувствуют себя счастливыми. В конце концов, наибольшую радость мы испытываем, когда занимаемся любимым делом и относимся с любовью к самим себе — а этому не учат в бизнес-школах, да и в Instagram* этим не похвастаешься. В какой-то момент суперзвезды начинают путать стерео­типный успех со счастьем, отсюда и перекосы: брак ради комфорта, а не любви, работа ради карьеры и максимальной зарплаты, а не удовольствия от отлично выполненной задачи. То, что кажется достижением, заводит человека в тупик одиночества и неудовлетворенности жизнью.

Согласно исследованиям Джейн Барнард из Юридической школы Колледжа Вильгельма и Марии, от болезни суперзвезды обычно страдают руководители, обладающие всеми внешними признаками успешности — но под яркими одеждами таящие выжженную душу, страдающие от нарциссизма, фобий, вспышек гнева или депрессии. Подобные состояния очень вредны как для физического и психического здоровья человека, так и для его организации и подчиненных. Суперзвезды зарабатывают огромные деньги, но баснословные суммы не способны компенсировать моральный ущерб от работы в условиях жесткой конкуренции. Серьезный прессинг заставляет внешне идеальных менеджеров срываться на коллегах и лишает их решимости при принятии судьбоносных решений. Все это проявления болезни суперзвезды. Те, кто стремится к новым и новым достижениям, страдают бессонницей из-за вечных треволнений, отстраняются от окружающих на работе и дома, теряют доверие к людям, мучительно переживают свое одиночество и ­сползают в депрессию. Когда мы узнаем, что известные люди — модельер Кейт Спейд, повар-телеведущий Энтони Бурден, комик Робин Уильямс — покончили жизнь самоубийством, то не можем понять, как звезды с такими деньгами и такой славой могли погрузиться в подобные пучины отчаяния. По данным Национального института здоровья США, примерно 7% взрослых американцев пережили по крайней мере один серьезный депрессивный эпизод. При этом, как утверждают ученые, главы компаний страдают депрессией вдвое чаще обычных граждан. Опросив множество предпринимателей, психиатр Майкл Фридман обнаружил, что почти у половины из них (49%) есть опыт борьбы с ментальными расстройствами. Если на предпринимателей-перфекционистов настолько сильно (и незаметно для общества) влияет болезнь суперзвезды, какой пример они подают молодому поколению? Исследование Американской психологической ассоциации, проведенное в 2018 году, подтвердило: синдром отличника наблюдается у современных студентов чаще, чем у их предшественников, и это сулит дополнительный рост числа несчастливых суперзвезд.

Мне удалось выявить ряд факторов, вызывающих болезнь суперзвезды. Приведу самые распространенные.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте