Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если вам кажется, что вы хуже остальных

Нихар Чхая
Фото: Anthony Tran/Unsplash

Отставать от тех, кого мы привыкли считать равными, всегда неприятно. Расхожая мудрость гласит: не соревнуйтесь с другими, соревнуйтесь только с собой. Но легче сказать так, чем сделать. В эпоху социальных сетей сложно не видеть успехов коллег, но в этом есть своя польза: недавнее исследование показало, что социальные сети могут стать источником вдохновения — и в жизни, и в работе.

Как же получить от конкуренции все самое лучшее и не потерять уверенность в себе? Используйте следующие пять приемов.

Отслеживайте то, что вызывает у вас стресс. Чувство, что вы хуже коллег, может проявляться в самых разных формах. Оно может быстро пройти — например, если начальник при вас сделал комплимент кому-то другому, или давить на вас постоянно — например, если ваш коллега уволился, чтобы запустить собственный бизнес.

Подумайте, что заставляет вас сравнивать себя с другими. Вас расстраивает, если руководитель хвалит кого-то, но не вас? Вы завидуете достижениям конкретных знакомых? Часто ловите себя на том, что листаете LinkedIn, Facebook* или Instagram* и чувствуете себя все более одиноко и неуверенно? Если да, вы не одиноки. Согласно исследованиям, социальные сети усугубляют нашу склонность придавать неприятным чувствам больше внимания, чем приятным.

Постарайтесь заметить, что заставляет вас сравнивать себя с другими: поняв, что это триггеры, вы сможете постараться реагировать на них более конструктивно.

Перейдите от реактивных мыслей к целенаправленным. Поняв, что заставляет вас чувствовать себя отстающим, вы можете решить и вовсе перестать заниматься всеми этими вещами, но, как правило, это не самое разумное и практичное решение.

Например, вы, скорее всего, не сможете не слушать, что начальник говорит о вас и о ваших коллегах. И, хотя вы можете перестать общаться с друзьями или бросить социальные сети, от этого вы, вероятно, только почувствуете себя еще более одиноко. Лучше действовать иначе: специально использовать эти чувства себе на пользу.

В следующий раз, когда вы будете листать ленты социальных сетей, спросите себя, зачем вы этим занимаетесь. Вам скучно? Значит, ищите что-нибудь интересное, а не то, из-за чего вам станет еще хуже. А если вы услышите новости о карьерных успехах коллеги и почувствуете, что вы ему уступаете, остановитесь и спокойно, без осуждения проследите за своими чувствами, а затем примите решение и постарайтесь воспринять успехи коллеги объективно. Думайте так, будто вы ему не прямой конкурент, а журналист, который пишет о нем статью.

Если все это в какой-то момент станет для вас слишком тяжело, конечно, лучше сделать паузу. Но помните, что вы всегда можете постараться чему-то научиться в каждой ситуации. Не говорите себе «Вот бы у меня тоже это было» или «Вот бы я тоже так поступил». Лучше сформулируйте так: «А почему бы и мне так не сделать?». Прислушайтесь к мыслям, которые возникнут у вас в голове после такой фразы.

Проявите свои сильные стороны, чтобы вернуть себе силу и мотивацию. Во время острого приступа неуверенности вы можете застрять в мыслях о том, как догнать других. В такие моменты важно вернуть себе чувство эффективности: сделайте что-нибудь несложное и одержите маленькую победу. Используйте свои самые сильные стороны, покажите их миру и зарядитесь от этого уверенностью.

Одного из моих клиентов должны были назначить старшим вице-президентом, но из-за пандемии его повышение было отложено. Он очень расстроился, боялся, что шансы заполучить эту желанную позицию в компании постепенно исчезнут, и завидовал знакомым из других компаний, которые успели перейти этот рубеж еще до кризиса.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте