Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему уверенность в себе не всегда помогает достичь лучшего результата

Гардинер Морс
Фото: Marko Blažević/Unsplash

Дон Мур из Школы бизнеса имени Уолтера Хааса Калифорнийского университета в Беркли и его коллеги выдали группе волонтеров тест по математике, а перед этим внушили участникам эксперимента уверенность или неуверенность в собственных силах. Половине сообщили, что, судя по результатам вводного анкетирования, они наверняка ответят на большинство вопросов правильно. Другой группе сказали, что тест они провалят. В итоге участники первой группы были настроены оптимистично, а вторые сомневались в себе. Наблюдатели, которых попросили угадать, какая группа справится лучше, делали схожие прогнозы. Но баллы участников обеих групп оказались практически одинаковыми. Вывод? Уверенность в себе не всегда помогает достичь лучшего результата.

Профессор Мур, защищайте свою идею!

Мур: Когда мы с Элизабет Тенни и Дженнифер Логг проводили этот эксперимент, то предполагали, что уверенность в себе поможет достичь лучшего результата. Нам это казалось логичным. Но мы ошибались. Люди, которым говорили, что они хорошо справятся с тестом, брались за выполнение заданий с оптимизмом, но сделали все не лучше тех, кого заверяли в обратном, заставляя волноваться. Так что мы подумали, что математический тест, наверное, не лучший инструмент. Возможно, мы увидели бы иной исход в тестах другого типа.

HBR: Например?

Мы пробовали воодушевлять людей — внушать им, что они все сделают хорошо, — перед выполнением различных задач: перед спортивными состязаниями и упражнениями на выносливость, викторинами, решением скучных упражнений на настойчивость и даже головоломок «Где Уолли?». Ни в одном из случаев мы не обнаружили влияния уверенности на результат.

То есть вы утверждаете, что все эти мотивирующие «Ты знаешь! Ты можешь!» — пустое сотрясание воздуха?

Мы специально не изучали ободряющих фраз. Могу сказать только вот что. Обещая человеку, что он будет на высоте, вы не обязательно поможете ему достичь лучшего результата. Удивительно, но если фраза вроде «Ты крутой!» убедит человека или команду, что они способны на большее, чем на самом деле, их результат может наоборот оказаться хуже: люди становятся излишне самоуверенными и начинают думать, что им не нужно так уж стараться. Мои студенты, которые больше всех уверены, что блестяще сдадут экзамен и потому не столь усердно к нему готовятся, не входят в число лучших. Самый правильный настрой перед выполнением любого задания — адекватное представление о вероятности успеха, а также о том, что потребуется для его достижения.

Значит, здоровая самооценка — это хорошо, она-то и поможет улучшить результат?

Да! Адекватно оценивать себя — не только хорошо, но и необходимо. Если вы наверняка выиграете соревнование, будет ошибкой не принять в нем участие. Если новый продукт наверняка станет успешным, будет ошибкой его не выпустить. Если вы наверняка найдете общий язык с привлекательным незнакомцем, будет ошибкой не представиться ему. В таких условиях, как и во многих других, разумная самоуверенность — ключевой фактор для принятия мудрых решений.

Так что лучше не пытаться имитировать уверенность в себе, если ее на самом деле нет?

Даже если вы руководитель? Не думаю, что руководителям и другим деловым людям стоит что-то имитировать. Представьте себе, что предприниматель продает свою идею венчурному инвестору. Нужно ли ему вводить в заблуждение о потенциале своего бизнеса и себя, и инвестора? Когда невыполненных обещаний станет слишком много, возникнут проблемы. Предприниматели могут быть честными и успешными одновременно. Джефф Безос оценивал шанс провала Amazon в 70%. Он попросил родителей, которые были одними из его первых инвесторов, не давать ему денег больше, чем они могут позволить себе потерять.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте