Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Исследование: руководители с редкими именами поступают не так, как все

Эми Микер
Фото: CHUTTERSNAP / Unsplash

Дэвид Зу из Университета штата Аризона и двое его коллег выявили частоту распространения имен в США на основе данных Администрации социального обеспечения, а затем проанализировали имена гендиректоров 1172 публичных компаний и сопоставили результаты. Также учитывались финансовые показатели этих фирм за 19 лет. Анализ показал: чем более необычным было имя гендиректора компании, тем сильнее ее стратегия отклонялась от общепринятых отраслевых норм. Вывод? CEO c редкими именами придерживаются необычных стратегий.

Профессор Зу, защищайте свою идею!

ЗУ: Согласно исследованиям в области психологии, люди с редкими именами с детства воспринимаются белыми воронами. И поскольку человек развивает свою самооценку, в основном сравнивая себя с окружающими, дети, которых сверстники считают не такими, как они, привыкают к подобному отношению и сами начинают верить в свою инаковость. Это ощущение остается с ними и во взрослой жизни, и, похоже, люди с нестандартными именами, занимающие пост гендиректора, чаще выбирают необычные стратегии.

HBR: Однако людей со странными именами часто дразнят или травят в детстве. И это скорее вызывает у них желание быть как все, а не выделяться.

В краткосрочной перспективе — да: редкое имя может вызвать негативные реакции и на какое-то время снижать самооценку. Однако со временем многие преодолевают эти трудности, и самоуважение растет. Конечно, не у всех уверенность в себе разовьется настолько, чтобы они не стеснялись демонстрировать различия. Но гендиректора, как правило, не сомневаются в своих силах, поэтому они чаще готовы выделяться на фоне остальных.

Как вы анализировали различия в стратегиях?

Мы рассмотрели шесть статей расходов компаний: реклама, товарные запасы, производственные мощности и оборудование, НИОКР, непроизводственные издержки и финансовый леверидж. Все они сильно влияют на показатели работы фирмы, причем чаще всего распределение ресурсов контролируется гендиректором. Для каждого пункта мы рассчитали абсолютную разницу между тем, сколько средств выделила конкретная компания, и средним бюджетом всех других фирм из той же отрасли в год. Мы стандартизировали данные и сложили их, чтобы получить составной показатель различия стратегий. Если СЕО принимает нестандартное решение при распределении ресурсов на данные статьи расходов (по сравнению с другими компаниями отрасли), это значит, что фирма выбирает какой-то уникальный путь.

Как сильно выделялись стратегии, которых придерживались CEO с нестандартными именами?

Все зависело от необычности имени. Сравнивая действия руководителей с не очень распространенными именами с поступками тех, чьи имена были более популярны — скажем, Эрик против Майка, — мы обнаружили, что стратегии первых в среднем на 4% отличались от общепринятых. А если имена были более экстравагантными — например, Илон, — разрыв увеличивался.

К какому результату приводили нестандартные стратегии?

Мы не изучали, но это интересная тема. Лидер, выбирающий уникальный путь, должен преодолеть множество препятствий, в том числе ответить на вопрос, насколько оправданны его действия. В целом исследования показывают, что навредить может как слишком нестандартная стратегия, так и тривиальная, не отличающаяся от той, которой придерживаются конкуренты. Нужно найти золотую середину.

Разве другие факторы не могут побудить лидера поступить иначе? Если у человека необычное прошлое или карьера, он также может быть склонен к нестандартным действиям, не так ли?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте