Личные качества и навыки

Комплекс полноценности

Коротов Константин

Не так давно у меня состоялся любопытный разговор: знакомые попросили поговорить с HR-директором одной очень крупной российской компании, которая, по их словам, пребывала в раздумьях по поводу своего профессионального будущего. Мы встретились на каком-то мероприятии, и она сразу без обиняков заявила, что хотела бы преподавать в одной из ведущих мировых бизнес-школ. Я принялся рассказывать ей про получение PhD, написание научных работ, проведение исследований. «Нет-нет, — перебила она меня. — Вы меня не поняли, я работаю в по-настоящему большой организации, сейчас сама учусь на Executive MBA и вижу, что знаю значительно больше и могу преподавать все что угодно уже сейчас. У меня отличное образование и прекрасный опыт». Сначала я немного опешил, но потом понял, что такое мировоззрение, увы, вполне типично.

Речь идет о распространенном среди наших профессионалов недуге — агрессивной заносчивости, неприятии критики. Посмотрите только на профессиональные интернет-сообщества: едва кто-нибудь поднимает тему под тэгом «есть в России такая проблема», тут же находится пара десятков блог-геров с комментариями в духе «зато в Америке на улице людей убивают». Примерно то же я иногда вижу, консультируя клиентов: пытаясь решить проблему, они порой сразу же отметают решения, уже опробованные до них в других странах, как заведомо крамольные; любая скрытая критика существующего положения вещей принимается чрезвычайно враждебно. «Мы и так лучшие», — говорят они мне. И это не метафора: проводя тренинг для сотрудников одной нефтяной корпорации, в перерыве я случайно услышал, как две женщины обсуждали учебную поездку в Юго-Восточную Азию. Одна из них громко заявила, что никогда не полетит экономклассом, потому что «мы ведь нефть качаем». Работала дама, к слову, в бухгалтерии.

Мне кажется, частенько мы просто путаем свое везение с результатом долгой и усердной работы. Это очень хорошо показал экономический кризис: многие из тех достижений, которыми было принято гордиться и восторгаться, оказались мнимыми. И львиная доля наших успехов в бизнесе напрямую связана с доступом к ресурсам, как ни грустно это признавать. Впрочем, многие по-прежнему воспринимают это богатство как личное достижение, как что-то, что делает нас лучше других.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте