Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Похвала расчетливости
Дэвис-Пеккуд Дженни , Грегори Гоггинс Энн , Милвей Смит Кэти , Язбек КэтлинКак только Брюс Уилкинсон, один из руководителей замбийского подразделения World Vision International, узнал, что его повышают — переводят на должность директора по южноафриканскому региону, он сразу же стал изучать отчеты о работе ключевых топ-менеджеров и консультироваться с коллегами — главами других филиалов этой солидной христианской благотворительной организации. По ходу дела он узнал о серьезной проблеме своего будущего подразделения: там не хватало нескольких важнейших руководителей — должности оставались вакантными уже полтора года. Из-за этого организация не могла в полном объеме заключать контракты, оказывать гуманитарную помощь и осуществлять программы развития бедных сообществ региона. Пора было навести порядок с кадрами. Заодно Уилкинсон понял, что его новое назначение дает ему шанс не только наладить работу плохо функционирующих служб. Он составил план действий. Предполагалось, например, уволить руководителей двух высших уровней (это около 20 человек) и предложить им снова подать заявления о приеме на работу. «Прежде чем претворять в жизнь свои идеи, нужно подготовить почву, — говорит Уилкинсон. — Поэтому я начал с того, что стал превращать наше региональное подразделение в полноценный центр по оказанию услуг населению, и менеджеры поняли это».
Руководители высшего звена обычно знают заранее, какой проект им хотят поручить или какое повышение их ожидает, но они редко пользуются своей нынешней должностью и оставшимся временем, чтобы хорошо подготовиться для новой работы. Понимание ее сути — вот решающий фактор при переходе на новый пост. Важно не просто хорошо понимать задачи проекта или быть профессионалом в конкретной области, но и понимать, как работалось людям на таких же постах, причем не только в вашей организации, какие вас ожидают трудности, какие возможности перед вами откроются, какие у вас будут ресурсы и т.д. На основе выводов, сделанных нами по ходу наших исследований, на основе опыта работы с консалтинговыми фирмами и кадровыми агентствами, подбирающими управленцев высшего звена, а также интервью с руководителями предприятий мы вывели формулу, следуя которой можно хорошо показать себя на любой должности.
В статье мы подробно рассмотрим три этапа. Их мы назвали так: нулевая фаза, постижение сути новой работы и обретение единомышленников. Брюс Уилкинсон прошел через все три, претворяя в жизнь свой план, заново проводя собеседование с топ-менеджерами и по-новому выстраивая отношения с главами подразделений, работающих в разных странах, так, чтобы можно было в любой момент обратиться к ним за помощью, обсудить свои идеи и проблемы. В результате он обновил состав и руководство отдела персонала, взял на работу начальника отдела контроля и быстро заполнил «простаивающие» вакансии. Рассмотрим подробно каждый этап.
Нулевая фаза
На этом этапе вы можете познакомиться с коллективом своего будущего подразделения, разобраться в нюансах его работы, понять, какие проблемы вас ожидают и какие возможности сулит вам новая должность — до того, как вы займете ее или вас официально на нее назначат. На протяжении нескольких недель до перехода на новое место хотя бы по полчаса в день готовьтесь к будущей работе. Вполне вероятно, что вы поймете, как повысить эффективность, сократить издержки или даже изменить бизнес-модель. На нулевой фазе вы можете выявить самые острые проблемы и понять, как их решать, — Брюс Уилкинсон действовал именно так, заранее изучая обстановку в южноафриканском департаменте World Vision International. Потом, уже освоившись на новом месте, вы подкорректируете свои решения. Чтобы получить объективную информацию о компании, лучше всего проанализировать ее документы, в том числе финансовые, отчеты о работе различных служб.
Стоит также изучить отзывы покупателей и поставщиков. За профессиональной оценкой обращайтесь к коллегам, которые прежде занимали вашу должность, к их начальникам или представителям других отделов, взаимодействовавших с ними. Копайте как можно глубже, не ограничиваясь поверхностной информацией. Подумайте, например, какие у вас могут возникнуть проблемы, о которых трудно догадаться, знакомясь с будущими должностными обязанностями. Если вы без лишнего шума найдете таких людей и соберете нужную информацию, вам будет проще представить себе реальное положение дел, понять, какие возможности дает вам новое место, продумать план действий и подготовиться к будущей работе. Приведем еще пример. В начале 2011 года Тодд Ходдик стал вице-президентом североамериканского департамента Media & Entertainment компании Barco, мирового лидера в области профессиональной телерадиотехники и микроэлектроники. Ходдик пришел в Barco в 2008-м на должность вице-президента североамериканского департамента, выпускающего цифровые кинопроекторы. На этом посту Ходдик доказал, что ему по силам создать прибыльное однопрофильное подразделение. В 2010 году ему предложили новую должность: ему предстояло курировать прокат и рекламу на цифровых носителях, отвечать за продажу домашних кинотеатров, аппаратуры для обработки изображений и аудиовизуальных средств, предназначенных для организаций. Новая работа сильно отличалась от прежней. «Мне хотелось понять, чем именно и какие неизвестные мне проблемы ожидают меня», — вспоминал Ходдик. Он стал расспрашивать коллегу, сменить которого ему предстояло. И выяснил, в частности, что в подразделении существенно увеличили численность торгового персонала, выполняя довольно напряженный план по доходам. Затем Ходдик обратился к будущему начальнику, человеку, возглавлявшему в штаб-квартире Barco департамент глобальных продаж.
Больше всего Ходдика интересовало, что он должен сделать на новом посту, чтобы превзойти предшественников. И на свой вопрос получил такой ответ: «Помочь Barco стать мировым лидером в производстве систем визуализации изображений». Из этого явно следовало, что Ходдику предстоит больше командировок и больше работы. Поэтому он постарался заранее подготовить семью к переменам, объяснить, что теперь у него будет больше дел, и заручиться поддержкой домашних.
Постижение сути новой работы
На первом этапе вы полагаетесь только на себя и не афишируете свои изыскания. На втором — вам предстоит поддерживать постоянный диалог с теми, кто может помочь вам наладить работу на новом месте, в том числе с подчиненными, поставщиками и потребителями. Вы будете выяснять, точно ли вы определили проблемы, так ли их надо решать, как вы думали. Вы будете налаживать отношения с людьми, обладающими наибольшим влиянием, выслушивать разные мнения, чтобы понять, как сплотить своих сторонников и нейтрализовать оппозицию.