Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Похвала расчетливости

­Дэвис-Пеккуд Дженни , Грегори Гоггинс Энн , Милвей Смит Кэти , Язбек Кэтлин

Как только Брюс Уилкинсон, один из руководителей замбийского подразделения World Vision International, узнал, что его ­повышают — переводят на должность директора по южноафриканскому региону, он сразу же стал изучать отчеты о работе ключевых топ-менеджеров и консультироваться с коллегами — главами других филиалов этой солидной христианской благотворительной организации. По ходу дела он узнал о серьезной проблеме своего будущего подразделения: там не хватало нескольких важнейших руководителей — должности оставались вакант­ными уже полтора года. Из-за этого организация не могла в полном объеме заключать контракты, оказывать ­гуманитарную помощь и осуществлять программы развития бедных сообществ региона. Пора было ­навести порядок с кадрами. Заодно Уилкинсон понял, что его новое назначение дает ему шанс не только наладить работу ­плохо функционирующих служб. Он составил план действий. Предполагалось, например, уволить руководителей двух высших уровней (это около 20 человек) и предложить им снова подать заявления о приеме на работу. «Прежде чем претворять в жизнь свои идеи, нужно подготовить почву, — говорит Уилкинсон. — Поэтому я начал с того, что стал превращать наше региональное подразделение в полноценный центр по оказанию услуг населению, и менеджеры поняли это».

Руководители высшего звена обычно знают заранее, какой проект им хотят поручить или какое повышение их ожидает, но они редко пользуются своей нынешней должностью и оставшимся временем, чтобы хорошо подготовиться для новой работы. Понимание ее сути — вот решающий фактор при переходе на новый пост. Важно не просто хорошо понимать задачи проекта или быть профессионалом в конкретной области, но и понимать, как работалось людям на таких же постах, причем не только в вашей организации, какие вас ожидают трудности, какие возможности перед вами откроются, какие у вас будут ресурсы и т.д. На основе выводов, сделанных нами по ходу наших исследований, на осно­ве опыта работы с консалтинговыми фирмами и кадровыми агентст­ва­ми, подбирающими управленцев высшего звена, а также интервью с руководителями предприятий мы вывели формулу, следуя которой можно хорошо показать себя на любой должности.

В статье мы подробно рассмотрим три этапа. Их мы назвали так: нулевая фаза, постижение сути новой работы и обретение единомышленников. Брюс Уилкинсон прошел через все три, претворяя в жизнь свой план, заново проводя собеседование с топ-менеджерами и по-новому выстраивая отношения с главами подразделений, работающих в разных странах, так, чтобы можно было в любой момент обратиться к ним за помощью, обсудить свои идеи и проблемы. В результате он обновил состав и руководство отдела персонала, взял на работу начальника отдела контроля и быстро заполнил «простаивающие» вакансии. Рассмотрим подробно каждый этап.

Нулевая фаза

На этом этапе вы можете познакомиться с коллективом своего будущего подразделения, разобраться в нюансах его работы, понять, какие проблемы вас ожидают и какие возможности сулит вам новая должность — до того, как вы займете ее или вас официально на нее назначат. На протяжении нескольких недель до перехода на новое место хотя бы по полчаса в день готовьтесь к будущей работе. Вполне вероятно, что вы поймете, как повысить эффективность, сократить издержки или даже изменить бизнес-модель. На нулевой фазе вы можете выявить самые острые проблемы и понять, как их решать, — Брюс Уилкинсон действовал именно так, заранее изучая обстановку в южноафриканском департаменте World Vision International. Потом, уже освоившись на новом месте, вы подкорректируете свои решения. Чтобы получить объективную информацию о компании, лучше всего проанализировать ее документы, в том числе финансовые, отчеты о работе различных служб.

Стоит также изучить отзывы покупателей и поставщиков. За профессиональной оценкой обращайтесь к коллегам, которые прежде занимали вашу должность, к их начальникам или представителям других отделов, взаимодействовавших с ними. Копайте как можно глубже, не ограничиваясь поверхностной информацией. Подумайте, например, какие у вас могут возникнуть проблемы, о которых трудно догадаться, знакомясь с будущими ­должностными ­обязанностями. Если вы без лишнего шума найдете таких людей и соберете нужную информацию, вам будет проще представить себе реальное положение дел, понять, какие возможности дает вам новое место, продумать план действий и подготовиться к будущей работе. Приведем еще пример. В начале 2011 года Тодд Ходдик стал вице-президентом североамериканского департамента Media & Entertainment компании Barco, мирового лидера в области профессиональной телерадиотехники и микроэлектроники. Ходдик пришел в Barco в 2008-м на должность вице-президента североамериканского департамента, выпускающего цифровые кинопроекторы. На этом посту Ходдик доказал, что ему по силам создать прибыльное однопрофильное подразделение. В 2010 году ему предложили новую должность: ему предстояло курировать прокат и рекламу на цифровых носителях, отвечать за продажу домашних кинотеатров, аппаратуры для обработки изображений и аудиовизуальных средств, предназначенных для организаций. Новая работа сильно отличалась от прежней. «Мне хотелось понять, чем именно и какие неизвестные мне проблемы ожидают меня», — вспоминал Ходдик. Он стал расспрашивать коллегу, сменить которого ему предстояло. И выяснил, в частности, что в подразделении существенно увеличили численность торгового персонала, выполняя довольно ­напряженный план по доходам. Затем Ходдик обратился к будущему начальнику, человеку, возглавлявшему в штаб-квартире Barco департамент глобальных продаж.

Больше всего Ходдика интересовало, что он должен сделать на новом посту, чтобы превзойти предшественников. И на свой вопрос получил такой ответ: «Помочь Barco стать мировым лидером в производстве ­систем визуализации изображений». Из этого явно следовало, что Ходдику предстоит больше командировок и больше работы. Поэтому он постарался заранее подготовить семью к переменам, объяснить, что теперь у него будет больше дел, и заручиться поддержкой домашних.

Постижение сути новой работы

На первом этапе вы полагаетесь только на себя и не афишируете свои изыскания. На втором — вам предстоит поддерживать постоянный диалог с теми, кто может помочь вам наладить работу на новом месте, в том числе с подчиненными, поставщиками и потребителями. Вы будете выяснять, точно ли вы определили проблемы, так ли их надо решать, как вы думали. Вы будете налаживать отношения с людьми, обладающими наибольшим влиянием, выслушивать разные мнения, чтобы понять, как сплотить своих сторонников и нейтрализовать оппозицию.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте