Личные качества и навыки

Великие психотерапевты — коучингу

Мелия Марина

Несмотря на наличие общей теории консультирования, каждый коуч-консультант формулирует свою концепцию работы, исходя из собственных профессиональных целей, подготовки, опыта, характера и т.д., тем не менее он постоянно обращается к наследию великих психотерапевтов. Самое ценное, на мой взгляд, то, что при всем разнообразии теоретических и практических подходов эти ученые верили в силу человека, в возможность его развития, уникальность и позитивные качества каждой личности. Особое внимание они уделяли взаимоотношениям психотерапевта и пациента, признавая обоих в равной степени ответственными за результат терапии.

Представленные в статье постулаты великих психотерапевтов отобраны субъективно — по степени практической значимости в моей работе. Это «авторизованный» пересказ ­архиважных, с моей точки зрения, положений, которыми я руководствуюсь в процессе коуч-консультирования. Отсюда и субъективность отбора, и фрагментарность изложения.

Врожденное стремление к совершенствованию

Альфред Адлер (1870—1937) был убежден, что объяснить поведение человека можно, только поняв его цели, или целевые установки. Целевая установка (часто самим индивидом не сознаваемая) определяет «линию жизни», «жизненный план», которые так или иначе реализуются во всех поступках, и формирует долговременную стратегическую направленность поведения. Человек вырабатывает свою специфическую цель — и она становится его жизненным ориентиром. Что именно он выберет, зависит от личного опыта, ценностей, склонностей и личностных качеств. Цель жизни далеко не всегда ясна и осознана, у каждого она индивидуальна и уникальна.

Жизненные цели часто служат защитой от ощущения бессилия, мостом из неудовлетворяющего настоящего в яркое, подвластное только нам полноценное будущее. Во взрослом возрасте у нас могут появиться четкие логические причины для выбора своей карьеры, однако ­жизненные цели, которые руководят нами и побуждают к действию, формируются в раннем дет­стве и часто остаются скрытыми от сознания.

Основной целью каждого индивида Адлер считал стремление к превосходству и власти, которое в каждом конкретном случае принимает разные формы. Первое призвано компенсировать «вездесущее человеческое чувство неполноценности». Адлер писал: «Почти у всех выдающихся людей мы можем найти какой-либо органический недостаток, и создается впечатление, что они болезненно переживали собственную неполноценность в начале жизни, но боролись и преодолели свои затруднения». В чувстве неполноценности ничего плохого нет. Именно оно — двигатель прогресса, развития человечества. По Адлеру, все здоровые индивидуумы руководствуются стремлением к постоянному улучшению: «Стремление к совершенствованию врожденное в том смысле, что оно — часть жизни, побуждающая сила, нечто, без чего жизнь была бы немыслима».

Адлер всегда рассматривал человека в контексте его окружения и «отношения к своим социально установленным задачам». Все мы живем в обществе, принадлежим к определенной культуре, и она устанавливает границы, в которых мы реализуем наше стремление к превосходству. Помимо стремления к превосходству человеку присущи чувство общности, сотрудничества и забота о других. Чувство общности и стремление к превосходству — основные факторы поведения человека: первое становится его ограничивающим принципом, второе — направляющим.

Ядро большинства психологических проблем Адлер видел в заботе о себе, а не других. Отсюда главная задача терапевта — увести пациента от исключительной сосредоточенности на самом себе и подвигнуть его к конструктивной работе для других. Главными жизненными задачами человека, ­определяющими основные условия его существования, Адлер считал работу, дружбу и любовь.

По Адлеру, одна из важнейших миссий консультанта — помочь пациенту понять свой жизненный стиль. Каждый человек — это единство индивидуальных качеств, которое проявляется неповторимым образом. Он — и картина, и художник, творец собственной личности. Поэтому реальных изменений в своем состоянии пациент может достичь только своим трудом. От консультанта он получает поддержку и возможность сотрудничать, но самое трудное — понять и изменить себя. Речь идет о переходе к особому типу взаимодействия с пациентом — не лечению, а воспитательному диалогу.

Адлер положил начало новому направлению в психологической практике, ориентированному прежде всего на психологическую поддер­ж­ку пациента. Он апеллировал к его сознательным установкам. Именно взаимодействие двух личностей Адлер считал основой работы терапевта с пациентом. Таким образом, параллельно с психологической практикой, понимаемой как лечение, оформилась практика, понимаемая как психологическая помощь и поддержка. Она и вошла составной частью в консультирование того вида, которое мы называем сегодня психологическим коучингом.

Что делает дерево деревом

Карл Густав Юнг (1875—1961) рассматривал человеческую жизнь как стремление к индивидуации, обретению «самости». Индивидуация, с одной стороны, предполагает целостность, а с другой — сложную внутреннюю дифференциацию, способствующую развитию личности. Согласно Юнгу, личность имеет несколько уровней: Персона, Тень и Эго.

Персона — визитная карточка нашего «Я». Это манера говорить, мыслить, одеваться, характер, социальная роль, способности к самовыражению — все, что мы можем предъявить миру.

Персона проявляет себя по-разному: и позитивно, и негативно. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от разрушительного влияния среды, во втором — может «задушить», подавить индивидуальность, если социальной роли придается слишком большое значение. В коуч-консультировании категория Персоны помогает в работе над адекватным ­позиционированием и сознательным построением имиджа в соответствии с индивидуальными особенностями клиента.

Тень — центр бессознательного, это желания, тенденции, переживания, отрицаемые индивидом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах и т.д. В жизни мы обычно отождествляем себя с Персоной и стараемся не замечать всего того, что считаем низким и порочным.

В коуч-консультировании важен процесс осо­знания своей Тени, своего «негатива», чтобы умело распоряжаться «позитивом» и опираться на него. Если мы будем игнорировать Тень, то, сами того не замечая, можем в конце концов оказаться у нее в плену. И чем полнее человек осознает ее, тем гармоничнее становится его личность, отношения с окружающим миром.

Эго — центр сознания, поэтому оно играет основную роль в нашей сознательной жизни, создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и действий. Сущест­вующее на грани с нашим бессознательным, именно Эго ответственно за связь сознательного и бессознательного.

Самость — архетип целостности личности. «Самость, — считает Юнг, — означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано». Согласно Юнгу, сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть Самость. Самость — центр целостности «Я», как Эго — центр сознания.

Юнг полагал, что психика любого человека изначально стремится к целостности, а он сам — к саморазвитию и самопознанию.

Поэтому индивидуацию можно интерпретировать как самореализацию. Индивидуация — естественный, органичный процесс. Она раскрывает нашу глубинную природу и определяет главный путь каждого из нас. Как писал Юнг, «это то, что делает дерево деревом». Как дерево может вырасти чахлым в неблагоприятной среде, так и индивидуация, подобно любому естественному процессу, может чем-то блокироваться.

Каждый должен быть тем, кто он есть, осознавать свою уникальность, стремиться к идеальной цели. У всех у нас огромный потенциал, однако, чтобы им распоряжаться, надо принимать не только свой «позитив», но и «негатив». Причем негатив принять проще, как только мы начинаем опираться на позитив. Так человек становится целостной личностью. И уже не надо быть совершенным во всем, что-то изображать.

Работать с клиентом без понимания всей сложности его личностной организации невозможно. Если проблемы руководителя обусловлены глубинными причинами, а коуч-консультант их не видит или не умеет работать с ними и пытается воздействовать лишь на поведение клиента, то в лучшем случае его консультации окажутся бесполезными, а в худшем — причинят вред.

Поддержкой для коуч-консультанта, который чего-то не знает или не умеет, не все методы освоил, не все нужные книги прочитал и боится браться за консультирование, может стать такая мысль Юнга: «Отличительная черта психотерапии заключается в том, что нельзя, зная несколько рецептов, применять их более или менее к месту. Психотерапевт может добиться излечения лишь при соблюдении главного условия, которое заключается в том, чтобы понять пациента как психологическое целое, найти к нему подход как к человеку, оставив в стороне теорию, и внимательно выслушать то, что он скажет».

Самое главное — попытаться понять клиента. Каждая сессия коуч-консультирования представляет собой эту трудную и увлекательную работу — совместное осмысление противоречивости и целостности его уникальной личности.

Я — это «Я»

Эрих Фромм (1900—1980) обозначил главные экзистенциальные проблемы человечества, над решением которых люди бились и бьются до сих пор и на которые нет и никогда не будет однозначных ответов.

Фромм назвал эти проблемы экзистенциальными дихотомиями, поскольку их двойственная природа коренится в двойственности самого существования человека. Эти дихотомии неустра­нимы и определяют жизнь любого из нас.

Первая дихотомия и самая главная: жизнь и смерть — они неразрывно связаны между собой.

Вторая дихотомия: имея идеальное представление о полной самореализации личности, мы никогда не можем достичь желаемого уровня, поскольку жизнь наша слишком коротка.

Третья дихотомия: в течение всей жизни мы абсолютно одиноки, хотя не можем обходиться друг без друга.

Каждый пытается решить эти неразрешимые проблемы в контакте с окружающим миром, вступая в диалог со значимым Другим. Этим Другим может быть и коуч-консультант.

Фромм настаивал, что понять человека можно, только проанализировав его экзистенциальные потребности. Первая из них — в установлении связей, единении с другими людьми.

Вторая — в преодолении себя, желании подняться над пассивным, случайным существованием и попасть в «царство целеустремленности и свободы». Подобно тому, как потребность в установлении связей может в равной степени удовлетворяться продуктивными и непродуктивными методами, потребность в преодолении себя можно удовлетворить как позитивно, так и негативно. Мы можем преодолевать нашу пассивную природу, созидая и занимаясь творчеством — или следуя путем разрушения.

Третья потребность — «укорениться» в этом мире, преодолевая чувство изоляции и беспомощности, ощутить прочность и безопасность бытия.

Четвертой Фромм считал потребность в самоидентичности — осознании себя отдельной сущностью. В соответствии с этим мы должны сами формировать концепцию своего «Я», воспитывать в себе способность ответственно заявить: «Я — это я» и «Я отвечаю за свои поступки».

Пятая, описанная Фроммом экзистенциальная потребность, — в системе ценностей. Мы нуждаемся в некоей маршрутной карте, составленной на основе ценностных ориентиров. Без нее мы были бы «абсолютно растеряны и не могли бы действовать целенаправленно и последовательно».

Экзистенциальные проблемы — дихотомии и потребности — особенно ярко проявляются в трудные периоды жизни человека, например во время кризиса среднего возраста, и зачастую выражаются состоянием экзистенциального вакуума. Поэтому при работе с клиентами, которые находятся в подобной ситуации, невозможно переоценить значение положений Фромма.

Фромм также выделил три основные стратегии взаимодействия человека с миром: подчинение, власть и любовь. С точки зрения Фромма, подчинение и власть — непродуктивны, они не позволяют личности нормально развиваться. Покорные люди нуждаются во «властителях», а властные — в покорных. Когда властный и покорный находят друг друга, они могут заключить союз, удовлетворяющий обоих. Правда, так или иначе он препятствует психологическому развитию и движению к целостности личности.

Единственная продуктивная стратегия взаимодействия с внешним миром — любовь. Фромм определял ее как «союз с кем-то или чем-то, находящимся вне человека, при условии сохранения последним обособленности и целостности своего “Я”». Хотя любовь предполагает общность и непосредственное участие в жизни другого, она предоставляет человеку свободу быть уникальным и самостоятельным, удовлетворить потребность в установлении значимых для него связей, не нарушая своей целостности и независимости. В любви двое становятся единым целым, при этом каждый остается самим собой.

Целью терапии Фромм считал самопознание пациента, поскольку, не зная себя, мы не способны познать другого человека. Терапия должна быть построена на межличностных отношениях психотерапевта и пациента. Терапевт должен относиться к пациенту «как человек к человеку, с предельным вниманием и предельной искренностью». Благодаря такому отношению пациент чувствует, что общается со специалистом как равный с равным, а не проходит курс лечения.

Мотивация и самоактуализация

Абрахам Маслоу (1908—1970) связывал свою психологическую работу с проблематикой личност­ного роста и развития. Он изучал положительные стороны человеческого опыта и выводил свои представления о личности из исследований активных, креативных и состоявшихся людей.

Маслоу упрекал психологию за ее «пессимистическое, негативное и ограниченное представление» о людях. Он полагал, что психологи смотрят на жизнь с точки зрения индивида, безнадежно пытающегося избежать боли, а не предпринимающего активные шаги в направлении благополучия и любви.

Изучив 18 ярких индивидуальностей — 9 своих современников и 9 исторических лиц, — он выявил следующие отличительные черты ­самоактуализирующихся личностей:

Маслоу обнаружил, что такие люди полностью отдаются своему делу. Для личностного роста он считал важными два требования: посвящение себя чему-то более высокому, чем собственное «Я», и успешное выполнение по­ставленной задачи. Он выделил особенности самоактуализирующихся людей: готовность к тяжелому упорному труду, смелость в принятии решений, поступках, наличие творческой жилки и внутренняя свобода.

В последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описываются восемь способов самоактуализации.

Концентрация. «Самоактуализация предполагает полную, яркую, беззаветную жизнь при полной концентрации и абсолютном усвоении». Мы редко замечаем, что происходит внутри и вокруг нас. Однако бывают такие «возвышенные» моменты, когда мы чувствуем слияние с миром.

Выбор в пользу роста. Жизнь постоянно заставляет нас делать выбор. Если мы представляем себе ее как цепь альтернатив, из которых надо выбирать, тогда самоактуализация — процесс принятия решения в пользу дальнейшего роста. Нам часто приходится выбирать между риском и безопасностью, движением вперед и назад. И какое бы решение мы ни приняли, в нем будут и положительные, и отрицательные стороны. Отдав предпочтение безопасности, мы остаемся с тем, что знали и к чему привыкли, но рискуем свести на нет результаты своей работы и утратить новизну. Выбор в пользу роста означает готовность получить новый увлекательный опыт, хотя при этом есть риск встретиться с чем-то незнакомым и потерпеть поражение.

Самопознание. Самоактуализируясь, мы больше узнаем о своей внутренней природе и действуем в соответствии с ней. Это означает, например, что мы сами, независимо от мнения других, решаем, какие нам нравятся фильмы, книги, идеи и пр.

Честность и ответственность за свои действия. Вместо того чтобы делать вид и давать ответы, рассчитывая доставить кому-то удовольствие или самому произвести хорошее впечатление, нам следовало бы честно искать ответы в себе. Каждый раз, делая так, мы обращаемся к своему внутреннему «Я».

Суждение. Первые четыре способа самоактуализации помогают развить в себе способность делать «лучший в жизни выбор», учат доверять своим суждениям и инстинктам, действовать согласно им. Маслоу был уверен: следуя своим инстинктам, мы можем принимать более точные и правильные решения не только в серьезных делах, таких как женитьба или карьера, но и в более простых, без которых, однако, тоже не обойтись: какая пища нам подходит, как обустроить свой дом, какие произведения живописи, музыки, литературы нам ближе.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте