Личные качества и навыки

Школа для ума

Гусинская Ирина

В конце XX века ученые сходились в том, что уровень интеллекта — генетически наследу-емый признак, что умственные и академические способности заложены в человеке еще до рождения. Ричард Нисбетт, почетный профессор Мичиганского университета (США) и крупнейший современный социальный психолог, в книге «Intelligence and How to Get It: Why Schools and Cultures Count» (в русском переводе «Что такое интеллект и как его развивать: Роль образования и традиций») опровергает генетический фатализм.

Приводя результаты многолетних исследований, Нисбетт утверждает, что IQ обусловлен наследственностью меньше, чем на 50%, в то время как «наследственники» считают, что генетическими факторами объясняются три четверти различий или даже больше. Если сравнивать IQ у детей, живущих в хороших условиях, то разброс значений действительно в большой степени связать с генетикой. А вот в бедных семьях фактор наследуемости IQ не превышает 20%. Нисбетт объясняет это тем, что у малоимущих родителей меньше времени на отпрысков. В подтверждение ученый приводит эксперимент психологов Кристиана Капрона и Мишель Дюйм, которые изучали детей из семей с низким социально-экономическим статусом, усыновленных семьями из верхней прослойки среднего класса, и сравнивали с их неусыновленными братьями и сестрами. Приемные дети в среднем обладали IQ, равным 107 по одному тесту и 111 — по другому, в то время как у их биологических братьев и сестер, не попавших к приемным родителям, IQ в среднем оказался 95 по обоим тестам. То есть IQ детей, воспитанных в лучших условиях, был на 12—16 пунктов выше по сравнению с теми, кто рос в семьях с низким достатком. Отчасти различия связаны с факторами здоровья (сбалансированное питание, доступ к лучшим медицинским услугам) и хорошей обстановкой в семье (без вынужденных переездов и эмоциональных травм, вызванных, например, жестоким обращением). Но главное — разные подходы к воспитанию.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте