Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как не стать Чичиковым

Клейн Леонид

Современное бизнес-образование несовершенно. Одна из его основных проблем, на мой взгляд, в том, что учащимся пытаются привить определенный набор навыков, забывая, что эти навыки неразрывно связаны с культурой. В результате выпускники овладевают практическими знаниями, но при этом зачастую не имеют представления о фундаментальных ценностях. В своем стремлении к финансовому благополучию они, как Чичиков, игнорируют законы жизни и человеческих отношений — и подобно гоголевскому герою терпят фиаско.

Меня часто спрашивают, зачем мы преподаем студентам — будущим бизнесменам и управленцам — гуманитарные предметы, в частности литературу. Этот вопрос для меня — свидетельство глубочайшего кризиса. Никто не сомневается в том, что чиновники и предприниматели должны уметь логически мыслить, анализировать факты, делать прогнозы. Но мало кто осознает, что эти способности не развиваются сами по себе, вне культурного контекста.

Изучение литературы как одного из основных элементов культуры не только прививает людям базовые ценности, но и учит их анализировать и перерабатывать полученную ­информацию, рассуждать, задавать вопросы, вести диалог. Способность к чтению — идеальный тест для предпринимателей и менеджеров: человек, который не в состоянии прочесть книгу, а значит, проанализировать большой объем текста, едва ли добьется больших успехов в работе. Чтение также учит логически и критически мыслить — а это важнейший навык для лидера. Вспомните, например, известные строки Бориса Пастернака о Ленине: «Он управлял теченьем мыслей и только потому страной!»

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте