Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Даже женщины убеждены, что мужчины креативнее их

Эдамс Кейт брала Интервью

Исследование: Девон Праудфут, аспирантка Университета Дьюка, и ее коллеги Аарон Кей и Кристи Коваль провели несколько исследований, посвященных гендерным стереотипам и творчеству. В рамках одного из исследований участникам предложили оценить, насколько важны для креативности те или иные личные качества. Результаты показали, что и мужчины, и женщины чаще связывают креативность с традиционно «мужскими» чертами (независимостью, дерзостью), чем с «женскими» (стремлением сотрудничать, чуткостью). Участники другого исследования должны были оценить дизайн дома, при этом одним говорили, что архитектор — мужчина, другим — что женщина. Все испытуемые признали более оригинальным проект, якобы выполненный мужчиной.

Вопрос: Действительно ли гендерные предрассудки настолько сильны, что мешают нам оценивать таланты человека? И почему вдруг женщины поверили, будто идеи мужчин лучше? Мисс Праудфут, защищайте свою идею.

Праудфут: Наши исследования показывают, что креативность ассоциируется с «активными» мужскими чертами: смелостью, готовностью рисковать, независимостью. Именно поэтому многие полагают, что в целом мужчины более творческие люди, чем женщины. Это убеждение влияет не только на оценку работы, как в случае с архитектурным проектом. Руководители 134 топ-менеджеров, например, сочли женщин значительно менее способными к ­творческому мышлению. Это имеет важные последствия: участники другого нашего эксперимента признали ­менеджеров-мужчин, чья креативность оценивалась выше женской, более достойными поощрения.

HBR: Отлично. Еще один пример того, как мужчины получают признание, которого они, вполне возможно, не заслужили.

На самом деле наши выводы свидетельствуют не об этом. Структура полученных данных доказывает, что начальники не переоценивают мужчин — они недооценивают женщин. Именно это приводит к гендерному перекосу.

Почему, говоря о креативности, так важно обращать внимание на гендерные стереотипы?

Наша работа — часть масштабной программы по изучению социальных и психологических процессов, которые могут объяснить, почему женщины не получают высоких должностей. К тому же сейчас появляются свидетельства того, что креативность на работе ценится все выше. Именно она в результате проведенного недавно опроса 1500 гендиректоров была признана важнейшим навыком будущего. Поэтому ее оценка во многом определяет, кто продвинется по служебной лестнице, а кто нет.

Но ведь женщин на руководящих постах мало не только поэтому. Наверняка есть и другие причины.

Существует множество исследований, показывающих, что мужчины считаются более компетентными, умными и склонными к лидерству, чем женщины. Мы знаем также, что представление о креативности обычно связано с восприятием способностей как таковых. В то же время ничто не говорит о том, что более высокая оценка мужчин автоматически приводит к более высокой оценке их новаторских способностей. Проанализировав с помощью статистических методов особенности восприятия участниками эксперимента навыков и способностей оцениваемых людей, мы обнаружили, что дело не только в общем предубеждении против сотрудников женского пола. Если говорить о креативности, то тут свои особенности.

Какие?

Судя по полученным данным, мужчин считают более изобретательными, потому что для творчества якобы необходимы самостоятельность, независимость и способность нестандартно мыслить. А эти качества приписывают именно мужчинам.

А почему мы вообще ассоциируем творчество с этими качествами?

Этого мы не изучали. Опять же, все участники наших экспериментов были американцами. Так что, можно сказать, мы анализировали особенности восприятия креативности представителями конкретной культуры. Но очевидно, что эта культура очень индивидуалистическая, утверждающая независимость как способ достижения целей. Американцы связывают инновации с самостоятельностью и автономностью.

Можем ли мы бороться с этими предрассудками, продвигая больше женщин на высокие должности?

Мы выяснили, что аналогичные предрассудки есть и у самих женщин.

То есть женщины тоже настроены против представительниц своего пола.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте