Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Как добиться успеха в незнакомой ситуации
Роллаг КитНа пути к успеху все мы попадаем в непривычные ситуации. Поднимаясь по карьерной лестнице, приходится браться за новую работу, вливаться в новый коллектив, переезжать в новый офис, знакомиться и выстраивать отношения с новыми клиентами, поставщиками и партнерами.
Топ-менеджерам дают уйму советов о том, как справляться с такими трудностями. Им говорят: поступив на работу, сразу обсудите свои цели и обязанности. Получив повышение, как можно скорее проявите себя, чтобы завоевать доверие и авторитет. Переехав в новую страну, начните изучать ее традиции и культуру. Впервые отправляясь на конференцию, заранее составьте список людей, с которыми хотите познакомиться.
Это дельные рекомендации. Но за 20 с лишним лет работы (я изучаю, обучаю и консультирую топ-менеджеров и студентов МВА) я понял: проблемы, с которыми мы сталкиваемся в непривычных ситуациях, куда более существенные. Удивительно, но многие профессионалы не могут полностью реализоваться из-за того, что они не овладели тремя базовыми и при этом важнейшими навыками: правильно знакомиться, запоминать имена, задавать вопросы.
На собеседованиях и в ходе опросов и исследований, в которых принимали участие сотни людей, я выяснил, что тревога, которую большинство из нас испытывает в непривычных ситуациях, связана именно с этими навыками. Мы чувствуем себя недостаточно уверенно или комфортно, поэтому не можем проявить себя в полной мере. Мы понимаем, что должны общаться с коллегами по офису и с незнакомыми людьми на отраслевых мероприятиях, но медлим подходить к ним и надеемся, что они сами сделают первый шаг. Мы знаем, что, запомнив имя человека, произведем на него хорошее впечатление, но все равно забываем имена, смущаемся и вообще отказываемся заводить разговор. Мы осознаем, что многие люди владеют нужной нам информацией, но не решаемся беспокоить начальников и коллег вопросами: вдруг они сочтут нас некомпетентными? Страдают не только робкие интроверты — даже экстраверты рассказывают мне, что им часто неловко представляться или задавать вопросы. А уж в плохой памяти на имена признаются более 80% всех, с кем мне приходится беседовать.
Испытывать дискомфорт в таких случаях вполне естественно. Осторожность в незнакомых обстоятельствах и при общении с посторонними почти всегда помогала людям. В детстве нам запрещали разговаривать с чужаками и задавать вопросы, не подняв руки. Никто не учил нас завязывать знакомств, представляться и запоминать имена. Тем не менее, считается, что мы должны в совершенстве овладеть этими базовыми навыками.
Мои исследования говорят о том, что нам это не удается. К счастью, все поправимо. Возможно, некоторые из моих рекомендаций покажутся вам очевидными. Однако целый ряд топ-менеджеров утверждает, что, как только они стали им следовать, их жизнь изменилась. Если вы начнете проявлять инициативу и научитесь использовать описанные в этой статье приемы, вы наверняка добьетесь успеха.
Как знакомиться
Несколько лет назад профессора Колумбийского университета поставили эксперимент, доказавший, что даже опытные бизнесмены не очень любят знакомиться с новыми людьми. Ученые организовали мероприятие и перед началом спросили гостей, какую отдачу они рассчитывают получить от посещения и кого из участников они уже знают. Более 95% заявили, что их цель — новые знакомства. Придя на мероприятие, люди получили специальные бейджи: с их помощью можно было отследить, кто с кем общается. Исследователи обнаружили, что, несмотря на заявленные намерения, большинство топ-менеджеров взаимодействовали в основном с теми, кого уже знали, а новым людям представлялись только через общих знакомых.
Проведя массу интервью, я выяснил, что люди боятся обращаться к незнакомцам по трем причинам: они не хотят их отвлекать или беспокоить, боятся совершить ошибку при первой встрече, опасаются, что им откажут. Но если вы не знакомитесь на профессиональном мероприятии, то упускаете массу возможностей. Если не заводите знакомств в офисе, то привыкаете обмениваться с коллегами неловкими улыбками и кивками, но не выстраиваете взаимоотношений сотрудничества.
Как научиться знакомиться?
Поставьте себя на место другого человека. Представьте себе, что вы поменялись ролями и это он подошел к вам. Что вы чувствуете? Если вам приятно познакомиться с ним, наверняка и ему тоже — подумайте об этом и действуйте. И не считайте, что боссы не хотят знакомиться с простыми сотрудниками.
Отрепетируйте первые фразы. Сценарий всех знакомств стандартен: взаимное представление, рукопожатие, обмен парой фраз. Придумайте, что вы скажете в первый момент, и отработайте начало беседы. Запишите, отрепетируйте и попробуйте обыграть по-разному краткий рассказ о себе. Обратите внимание на то, что вызывает у людей интерес, а что скуку.
Покажите новому знакомому, что вы его понимаете, цените и уважаете. Впечатление на вашего собеседника произведет, скорее, не то, что он узнает о вас, а то, как он себя почувствует при общении с вами. Спросите его о жизни и работе, слушайте внимательно и с интересом.
Все записывайте. Не доверяйте памяти. Зафиксируйте все, что узнали о биографии и интересах нового знакомого. Перед следующей встречей просмотрите свои записи.
Как запоминать имена
Когда я спрашиваю студентов МВА и топ-менеджеров, кто из них с легкостью запоминает и в нужный момент извлекает из памяти имена людей, руку обычно поднимает менее 10% присутствующих. Вам может казаться, что только вы такой забывчивый, — на самом деле многие забывают новое имя через пару минут после знакомства.
Почему так происходит? Нейробиологи доказали, что мы обрабатываем и храним в памяти имена особым образом — не так, как лица людей, их должности и биографии. Связи между тем, что мы знаем о людях, и их именами оказываются очень слабыми, поэтому, вновь встречая человека, мы не сразу вспоминаем, как его зовут.
Но проблема не в том, что мы забываем имена, а в том, как ведем себя при этом. Мы избегаем общения, или бросаем фамильярное «привет!», или разными способами пытаемся заставить человека назвать свое имя. Согласно исследованию, проведенному британской букмекерской компанией Ladbrokes, больше всего мы боимся забыть имя человека, когда его надо кому-нибудь представить.
Известно, что люди лучше относятся к тем, кто помнит о них важную информацию, в том числе имя, а хорошее отношение — первый шаг к доверию и плодотворному общению. Вот несколько полезных приемов.