Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять самых больших ошибок Стива Джобса

Питер Симс

Очень плохую услугу всем, особенно молодым людям, оказывают истории о самых успешных предпринимателях. Те истории, которые производят впечатление чего-то очень легкого. В реальности же все совсем наоборот - даже для таких творческих гуру как Марк Цукерберг, Джек Дорси, Говард Шульц, Венди Копп. И для даже легендарного Стива Джобса. Как и в любом творческом процессе, предприниматель, который хочет изобретать, внедрять инновации, или создавать что-то новое, должен быть готов к неудачам и ошибкам. Они позволяют узнать, что работает на деле, а что нет.

Дорси экспериментировал много лет, прежде чем, наконец, пришел к тому, что впоследствии стало Twitter’ом. Венди Копп начал проект Teach for America сначала как общественную ассоциацию, на скудный бюджет после окончания колледжа. А Говард Шульц, несмотря на то, что видел потребность американцев в кофейнях как месте общения, подобно тем, что существовали в Европе, в первой попытке потерпел неудачу. Как я уже писал в своей книге Little Bets, когда было открыто первое кафе в Сиэтле в 1986 году, в нем непрерывно играла оперная музыка, меню было на итальянском языке, и не было стульев. Шульц признает, что он и его коллеги должны были совершить «много ошибок», чтобы прийти к тому Starbucks, который мы знаем сегодня.

Несмотря на все, что мы, возможно, читали о Стиве Джобсе, он не был исключением. Вот пять величайших ошибок Джобса, и, как показывает история, все они научили его чему-то:

1. Назначение Джона Скалли на должность генерального директора Apple. Чувствуя, что ему нужен опытный партнер в области операционного управления и маркетинга, тогда еще 29-летний Джобс привлек Скалли в Apple с помощью ставшего уже легендарным предложения: «Вы хотите всю оставшуюся жизнь продавать сладкую воду или вы хотите пойти со мной и изменить мир?» Скалли заглотил приманку, но в течение двух лет организовал кампанию по увольнению Джобса. Джобс, очевидно, и сам считал найм на работу Скалли своей большой ошибкой.

2. Предположение, что Pixar ожидает слава крупного производителя оборудования. Когда Джобс был последним и единственным покупателем компании в 1986 году, а Джордж Лукас был вынужден продать графическое подразделение Pixar компании Lucasfilms (за $ 10 млн), он не ожидал, что прибыль компании принесут анимационные фильмы. Вместо этого, как рассказывает историк Pixar Дэвид Прайс в своей замечательной книге The Pixar Touch, Джобс считал, что Pixar станет крупнейшим производителем оборудования. Даже такой проницательный человек как Стив Джобс не смог предсказать что выстрелит для Pixar, но к его чести, он поддерживал соучредителей Эда Кэтмолла и Джон Лассетера в их желании заниматься производством полнометражных цифровых анимационных фильмов. Он отстаивал возможность делать короткие фильмы, которые позволили в итоге овладеть технологией и сделать полнометражный фильм Toy Story.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте