Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять неординарных способов перезагрузить мозг

Дэвид Брендел

Вы бесконечно работаете, но не успеваете переделать все дела? Вас удивляет, почему постоянное прилежание не обеспечивает заметного продвижения к цели? Вы так сосредоточились на работе, что больше ни о чем не способны думать? Если так, вероятно, вы не даете своему мозгу достаточного отдыха. Недавняя статья в Scientific American «Why Your Brain Needs More Downtime» подробно рассказывает и доказывает, почему «паузы в умственной работе повышают продуктивность, восстанавливают внимание, укрепляют память и поощряют креативность».

Откуда же вертящийся в колесе руководитель возьмет свободное время? В своей практике коуча я помогаю клиентам достигать максимальной производительности, делая в нужный момент меньше и предлагая им взамен те виды расслабляющей деятельности, которая, как показали новейшие исследования, способствует достижению максимальной продуктивности.

Выделим пять способов отключать мозг, чтобы затем он включился на полную катушку:

Позвольте себе помечтать. Пока ум блуждает, мозг восстанавливается. Нейробиологические исследования показали, что в состоянии «сна наяву» и свободного блуждания ума мозг остается активным и продуктивным. В статье «Rest is Not Idleness» исследователи привели доказательства того, что в «режиме по умолчанию» восстанавливаются цепочки связей в мозгу, обостряется восприятие, внимание и распознавание. Ее авторы утверждают, что «конструктивное внутреннее созерцание» — так они назвали сон наяву и другие «мечтательные» состояния — необходимо для обучения, решения проблем и установления целей. Наверное, поэтому лучшие идеи приходят к нам в душе, а не за компьютером. Но и на работе мы можем организовать себе «эффект душа», сознательно отвлекшись от работы и позволив мыслям блуждать на воле.

Не готовьтесь к встречам и презентациям. Поскольку мы поняли, что паузы идут нашему мозгу на пользу, мы можем сделать из этого практические выводы для работы. Многие мои клиенты интенсивно (и даже одержимо) сосредотачиваются на подготовке встреч и презентаций, которые, как им кажется, имеют ключевое значение для их карьеры. Но я, опираясь на указанные выше исследования, советую им поменьше вникать в детали будущего разговора и не ковыряться со слайдами в PowerPoint. Наоборот, я учу клиентов думать о чем угодно, только не о приближающейся встрече или презентации. Один руководитель биотехнологической компании сначала удивился такому совету, ведь ему было привычно впадать в панику всякий раз, когда он готовил доклад для совета директоров. Но когда он отвлекся от предстоящего испытания, он стал лучше работать, а сама презентация вышла лучше всех, что он делал до этого в жизни — настолько она была убедительна, что этого человека сразу же значительно повысили и в компании полностью изменились требования к презентациям.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте