Личные качества и навыки

Как победить внутреннего хомяка

Ирина Гусинская
Фото: Henry Lai / Unsplash

О прокрастинации (откладывании дел на потом — хотя пояснение, вероятно, уже излишне) как неотъемлемом атрибуте жизни человека написаны тысячи и тысячи страниц. История вопроса, причины, проявления, методы борьбы — все разобрано досконально. Однако проблема от этого не стала менее серьезной, а мы — более организованными. Вместо того чтобы делать важные дела, имеющие смысл для нас, наших близких или нашего руководства, мы продолжаем страдать ерундой: смотрим сериалы, поливаем в офисе цветы, зависаем в соцсетях, наливаем себе пятую кружку кофе, делаем все, что угодно, лишь бы не заниматься тем, что действительно нужно. Когда откладывать дела дальше становится невозможно, мы лихорадочно хватаемся за проблему то с одного края, то с другого, сыплем проклятьями в собственный адрес, постепенно погребая себя под грудой самоупреков, заслуженных, но тем не менее зачастую приводящих к потере веры в свою способность хоть что-то сделать вовремя и хорошо одновременно. А это, в свою очередь, чревато дальнейшим ничегонеделанием, а в перспективе — апатией, депрессией и неудачно прожитой жизнью. Одно исследование показало, что на смертном одре люди больше всего сожалеют о несделанном, а не о содеянном. Казалось бы: всего-то сорвал дедлайн, с кем не бывает.

Петер Людвиг, чешский психолог, тренер и автор книги «Победи прокрастинацию», изучив внушительный корпус классических и современных публикаций, разработал собственную методику борьбы с ней. Людвиг смотрит на проблему комплексно — сначала он предлагает разобраться с мотивацией, затем прокачать самодисциплину, потом проанализировать, почему нам так сложно быть довольными собой, и, наконец, научиться видеть себя со стороны. Обычно все авторы подобных книг и консультанты сосредотачиваются на каком-то одном аспекте, по умолчанию — самодисциплине. Людвиг же методично распутывает сложные причинно-следственные взаимоотношения нашего мозга с постоянно откладываемыми делами и придумывает отличный, на мой взгляд, образ — хомяка. За основу взята уже ставшая классической серия экспериментов Мартина Селигмана, показавшая, как легко разумное существо учится беспомощности и перестает верить, что может переломить ситуацию (здесь описан опыт последователей Селигмана и приведена обширная библиография по теме). Самый известный эксперимент — тот, в котором ученый поместил грызуна (вероятно, это была крыса — rat, но хомяк очевидно приятней как образ) в коробку и закрыл ее прозрачной крышкой. Хомяк старался выбраться как мог. В первый день он много прыгал, но ударялся макушкой о прозрачную крышку. На следующий день его активность заметно снизилась, а уже через пару дней несчастный зверек отказался от всяких попыток выбраться. Крышку убрали, но хомяк даже и не думал бежать: зачем тратить силы, если шансов на успех нет?

Так и мы: сначала ничего не делаем (делаем, но не то / не делаем вовремя), потом сожалеем об этом. Из-за сожалений появляются сомнения в своих силах (редкие смельчаки могут уже на этом этапе начать менять себя). Сомнения снижают нашу уверенность в себе, вызывая чувство беспомощности — и вот уже мы снова ничего не делаем. Круг замыкается.

Об авторе

Ирина Гусинская — заместитель главного редактора издательства «Альпина Паблишер».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте