Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как выгодно преподнести себя на собеседовании

Эми Галло

Вас пригласили на интервью, и теперь пришло время для подготовки. Но прежде чем начать, нужно понять, к чьим советам прислушиваться. Стоит ли поверить коллеге, которая говорит, что следует надеть строгий костюм, хоть вы и собираетесь на интервью в высокотехнологичный стартап? Или лучше довериться другу, который рекомендует просто быть самим собой? Все вокруг дают столько противоречивых советов, что порой бывает трудно решить, какой из них вам ближе. Поэтому мы попросили читателей (и собственных редакторов) поделиться теми советами, которые они слышат наиболее часто. Затем мы обсудили их с двумя экспертами, чтобы понять, насколько прописные истины соответствуют практике и что говорят о них исследователи.

«Всегда приходите на собеседование в деловом костюме».

«В некоторых аспектах Британия все еще остается более консервативной страной, чем США или Германия, но этот совет устарел даже в Соединенном Королевстве», — говорит Джон Лис, английский специалист по карьерной стратегии и автор книги «How to Get a Job You Love» и «Job Interview: Top Answers to Tough Questions». Надеть деловой костюм, когда все в офисе одеты менее официально, значит послать людям сигнал: «Я не понимаю вашей корпоративной культуры». «Особенно это касается Силиконовой долины с ее вольницей», — говорит Джон Салливан, эксперт по кадрам, профессор управления в Университете штата в Сан-Франциско, автор книги «1000 Ways to Recruit Top Talent». «Если вы придете на интервью в Facebook* в костюме, вы будете выглядеть как идиот», — поясняет он.

Приодеться, конечно, стоит, но только слегка. «Оденьтесь на одну или две “ступеньки” более официально, чем то, что обычно носят в этом офисе», — говорит Лис. В наше время узнать о том, какой уровень формальности принят в компании, гораздо проще, чем когда-либо. Зайдите на корпоративный сайт. Посмотрите на glassdoor.com или на vault.com. Салливан говорит, что, в конце концов, можно позвонить в приемную и спросить, как одеваются у них в офисе. «Если необходимо, принесите запасную одежду, а затем войдите в приемную и спросите секретаря: «Эта одежда годится?». Если он или она ответит отрицательно, вернитесь в машину и переоденьтесь».

Читайте материал по теме: Два типа людей, с которыми никогда не стоит вести переговоры

Это только малая часть того, что вам нужно выяснить о потенциальном нанимателе. «Вы не должны даже близко подходить к собеседованию без “расшифровки” самой организации, тех людей, с которыми вы будете говорить, а также всех подводных камней работы. Ни в коем случае не приходите на интервью, не поговорив с кем-нибудь, кто работает в этой фирме, и не выяснив, каких людей там любят нанимать», — говорит Лис.

«Будьте самим собой».

Эта реплика особенно раздражает Джона Лиса «Это бесполезный совет. Это примерно то же самое, что сказать: “Просто сидите и мило улыбайтесь”. Салливан соглашается с ним: “Это хороший способ не получить работу”».

Важно помнить следующий аспект. «Собеседование не является естественной частью жизни, скорее это шоу», — говорит Лис. По-мнению Салливана, вам следует показать, что вы готовы дать компании то, что ей нужно: «Вам нужны яблоки — будут вам яблоки. Нужны апельсины — будут вам и апельсины».

Это не значит, что следует притворяться или лгать. Но ваша задача как соискателя выяснить, что нужно нанимающему вас руководителю, и выстроить свой рассказ о себе так, чтобы ваша кандидатура отвечала на его запрос. Салливан советует потенциальным сотрудникам выяснить заранее, какие вопросы вам будут задавать (опять-таки это не так сложно сделать посредством интернета и соцсетей) и какие ответы будут подходящими. Затем запишите свои реплики. «Не заучивайте их наизусть, но важно знать, что вы будете говорить», — рекомендует он. Также он предлагает потренироваться, записав себя на видео и посмотрев, как вы выглядите со стороны.

Читайте материал по теме: 15 правил переговоров при найме на работу

В собеседовании особенно значимы первые 90 секунд. «Люди наивно полагают, что у них есть 45—60 минут на знакомство. Но реальность такова, что самое важное — это первое впечатление. А оно практически лишено содержания. Оно не связано ни с навыками, ни с опытом, ни со знаниями; тут имеет значение лишь то, насколько хорошим коллегой вы покажетесь», — говорит Лис. Исследования снова и снова подтверждают то, насколько быстро мы судим о людях и насколько важно произвести хорошее впечатление при первой встрече. Поэтому не обманывайтесь, думая, что можно просто быть самим собой. Вам обязательно нужно добиться своего в эти первые несколько секунд. Для этого вам необходимо иметь подходящие аксессуары (например, стильный портфель или сумочка, а не потрепанный рюкзак), сидеть на правильном месте (напротив собеседника, а не рядом с ним) и как следует пожать руку (достаточно крепко). И не забудьте, что вам нужно овладеть искусством светской беседы «ни о чем». Пока вы идете из приемной в комнату, где будет собеседование, убедитесь, что вы «разговариваете естественно, с нормальной скоростью, смотрите собеседнику в глаза и обмениваетесь с ним приятными замечаниями, — добавляет Лис. — Вы пытаетесь произвести впечатление человека раскованного и непринужденного».

«Помните, что это не просто собеседование, где проверяют вас. Вы тоже испытываете их на прочность».

В общем и целом это утверждение также не выдерживает критики. «Интервью далеко до обычной беседы. Одна из сторон напугана до смерти», — говорит Салливан. А Ли ему вторит: «Я часто слышу этот совет, и он мне очень не нравится. Он поощряет людей к плохой подготовке и пассивности. Когда вы в переговорной, вам следует проявлять заинтересованность и вести себя так, как будто речь идет о единственной работе, которую вы хотите».

Читайте материал по теме: Собеседование: обратите свои недостатки в достоинства

Однако Салливан замечает, что в некоторых ситуациях этот подход может сработать. «Я называю это “звездным собеседованием”, когда вы спрашиваете человека: “Почему мне стоит играть именно за вашу команду?” Сказать, что “У меня много предложений…” — это нормально, но тогда у вас на руках должны быть доказательства. Для этого требуется особая сноровка, поэтому мне кажется, что лучше сосредоточиться на демонстрации того, что вы можете дать нанимателю, чем пытаться заставлять их быть “продавцами рабочего места”. Все-таки гораздо чаще распределение сил в переговорной выглядит так, что продаете вы, а покупают они. Хотя, разумеется, могут быть варианты в зависимости от отрасли, региона и состояния экономики. Последние опросы показывают, что чаша весов склонилась в сторону соискателя». Действительно, по результатам опроса работодателей за 2014 год, видно, что 81% считают, что на сегодняшнем рынке труда доминируют кандидаты, а не наниматели.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте