Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если руководство дает вам противоречивые указания

Лен Шлезингер , Чарли Кифир

Руководители постоянно дают подчиненным противоречивые указания: «Даешь инновации!» и «Соблюдайте инструкции!», «Рискуйте!» и «Не ставьте под угрозу репутацию компании!», «Сосредоточьтесь на самом главном проекте компании!» и «Все наши проекты одинаково важны!». Мы уже писали о шизофренической ситуации, которую многие организации создают для своих сотрудников. В своей статье мы дали руководителям несколько советов по поводу того, как уменьшить отрицательное влияние этих противоречивых посланий на персонал. Но что, если вы — рядовой сотрудник и ваш менеджер не осознает того непереносимого положения, в которое он вас ставит?

Реакция людей, которые оказываются в шизофренической ситуации, достаточно предсказуема. Наиболее распространены фрустрация и гнев. Менее очевидные последствия — тенденция терять интерес к деятельности фирмы, уходить в себя и ждать более четких указаний, которые, возможно, так никогда и не поступят. Если вы испытываете нечто подобное в ответ на просьбы начальства, вполне возможно, что налицо шизофреничеcкая ситуация. Что же делать?

Во-первых, не делайте вид, что конфликта не существует. В нашей предыдущей статье мы дали такой же совет менеджерам и привели мысли теоретика бизнеса Криса Аргириса насчет того, что происходит, когда проблема игнорируется. Организации и их менеджмент посылают непоследовательные сигналы. Затем они еще больше осложняют ситуацию, притворяясь, что никаких противоречий в указаниях нет и не было. Дальше они устанавливают табу на обсуждение неувязок в инструкциях, чем делают существующее положение практически невыносимым.

С противоречивыми указаниями можно разбираться, и люди постоянно это делают. Но управленцы ставят своих людей в крайне тяжелую ситуацию, когда делают вид, что проблемы нет, и препятствуют любому ее обсуждению.

Читайте материал по теме: Какими должны быть эмоциональные границы на работе

Такое положение дел влечет за собой два взаимосвязанных последствия: одно — из области психологии, другое — по существу рабочего процесса. Разобраться с первым довольно просто. Вам достаточно помнить, что главная проблема не в самой ситуации, а в том, что вам не позволено честно посмотреть ей в лицо. Поэтому не бойтесь поставить ей диагноз — сумасшедший дом. Дружески посмейтесь над всем этим с коллегами. Множество негативных психологических эффектов шизофренической ситуации вы можете устранить своими руками, сделав так, чтобы она не сводила вас с ума. Но даже если с точки зрения душевного здоровья все наладится, следующий шаг — думать, как все исправить на практике.

Поскольку одним из неписанных правил игры является табу на обсуждение сложившейся ситуации, будьте крайне осторожны. Помните, что ваша конечная цель — сделать так, чтобы негласный запрет на обсуждение проблемы стал предметом исследования и открытой дискуссии всех членов коллектива. Все это требует времени и тонкого маневра, слишком прямолинейные действия на раннем этапе могут создать вам серьезные проблемы. Поэтому лучше всего начать с конкретной дилеммы — той, перед которой вы стоите в данный момент. Поговорите со своим руководителем о том двойственном положении, в котором вы себя ощущаете, и попросите его показать вам правильный путь. Обратитесь к начальнику в шуточной манере, например: «Хорошо, мне обязательно нужно это делать и одновременно ни в коем случае не делать. Может, вы дадите мне какой-нибудь совет, как это можно провернуть? Как найти равновесие? Или как выбрать что-то одно? Может, вы уже встречались с подобной ситуацией в прошлом?» В конце концов, ваш начальник обязан вам помогать, и будем надеяться, что он окажется хорошим наставником.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте