Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Распространенные заблуждения о том, как строятся гармоничные отношения с начальником

Эми Галло

Все понимают, как полезно иметь хорошие отношения с боссом. И вроде бы в первую очередь мы сами и строим эти отношения. Но известно ли вам, как нужно общаться с начальником, чтобы получить то, в чем нуждаетесь вы, способствовать его карьере и добиться наилучших результатов в работе?

Вероятно, какие-то советы вы уже получили – от благожелательного друга или от наставника, из статьи или из книги. Но действительно ли это руководство пошло на пользу? Мы спросили читателей (а также наших редакторов), какие советы им чаще всего доводится слышать – а затем обратились к двум экспертам и выяснили, в какой мере эти расхожие премудрости соответствуют практике и данным исследований.

«Всегда обращайтесь к начальнику не с проблемой, а с решением»

«Проблемы никого не радуют, тащить боссу на стол нерешенные проблемы – дать повод заподозрить, что вы со своей работой попросту не справляетесь», – рассуждает Джеффри Пфеффер, профессор Стэнфорда, автор книги «Власть: почему у одних она есть, а у других ее нет». Так что приложите усилия к всестороннему обдумыванию проблемы, предложите своему начальнику хотя бы частичные и возможные подходы к решению.

«А еще более вы укрепите отношения с начальником, если преподнесете их так, словно они исходят от самого босса», – продолжает свою мысль Пфеффер. «Нам нравятся наши собственные идеи, наши имена, наши праздничные даты», – говорит он, ссылаясь на эффект самоусиления, благодаря которому мы более всего привязываемся к своему, тому, что исходит от нас. Сформулируйте предлагаемое вами решение как продолжение какой-то высказанной ранее начальником идеи. Например: «Мы можем сделать то-то, как вы раньше и предлагали».

Читайте материал по теме: Какими должны быть эмоциональные границы на работе

Однако правило «приносите боссу решения, а не проблемы» имеет свои ограничения, предупреждает Линда Хилл, профессор делового администрирования при Гарвардской школе бизнеса, соавтор книги «Трудно быть боссом. Модели успешного лидерства». Порой люди вообще ни на что не решаются, потому что у них нет наготове подходящего решения. Линда приводит в пример случай в Flextronic, где менеджер столько выжидал, прежде чем сообщить о проблеме, что в итоге под угрозой оказался основной счет компании. «Если назрела серьезная проблема и у вас нет решения, не сидите праздно, – советует она. – Идите и просите начальника о помощи». Это прямая обязанность топ-менеджера – искать решения тех проблем, с которыми не справляются сотрудники. Поэтому тот же совет Хилл переиначивает и формулирует так: «Если можете предложить какие-то варианты – прекрасно, но не стесняйтесь просить помощи начальника и в поисках решения». У вашего босса дел по горло, так что каждый раз его теребить не стоит, но, если между вами установится доверие, начальник будет знать: вы обратились к нему с проблемой, а не с решением, потому что действительно нуждаетесь в помощи.

«Никогда не рыдайте перед начальником»

«С точки зрения баланса сил лить слезы перед начальником – дурной ход, – утверждает Пфеффер. – Нельзя демонстрировать эмоциональную слабость». Он ссылается на исследования Лариссы Тиденс, которая доказала, что проявлением власти считается гнев, а не слезы. «Плача, вы сознаетесь в отчаянии и отказываетесь от власти», – добавляет Пфеффер.

Но порой слезы сдержать не удается. «Люди плакали у меня в кабинете, получив плохое известие или же по каким-то личным причинам», – вспоминает Хилл. По ее словам, она вовсе не склонна осуждать этих сотрудников: «В таких ситуациях следует проявить сочувствие». От природы женщины более склонны к слезам, как показывает видео, снятое Анной Кример, так что этот совет им приходится выслушивать чаще, чем мужчинам.

Некоторые эксперты спорят против утверждения, будто сильным эмоциям в офисе не место. Некоторые даже отстаивают полное право человека поплакать на рабочем месте. Но в одном Пфеффер и Хилл согласны: если вы чувствуете, что сдерживать эмоции вы не в силах, отложите разговор со своим боссом. А если сломаетесь во время разговора, то не надо молча рыдать. Объясните, в чем дело. «Начальник едва ли сможет сам угадать, в чем причина ваших слез. Расскажите ему о своих чувствах – печали, разочаровании, не заставляйте гадать», – советует Хилл.

«Обещайте мало и перевыполняйте обещания»

Этот совет одобряют и Хилл, и Пфеффер. Хилл говорит, что на вопрос, почему руководители согласились выступить в роли ментора по отношению именно к этому сотруднику, самый частый ответ: потому что видели от них отдачу. Один менеджер пояснил: «Если я пошлю ее за рыбкой, она притащит кита».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте