Личные качества и навыки

Как мечтать с пользой

Ирина Гусинская

Тысячи книг обещают научить, как претворить мечту в жизнь всего за несколько простых шагов, попутно воспитав самоуважение, нарастив силу воли и приобщившись к позитивному мышлению. Я точно знаю, о чем говорю: я эти книги издаю. И многие из них действительно полезны. Но почему-то мало кто из авторов считает нужным объяснить, как состоявшемуся, взрослому человеку вспомнить свою мечту, как понять, чего же не хватает для счастья на самом деле. Это ведь вовсе не так легко, как кажется, недостаточно сесть на досуге и подумать: мечта, как правило, надежно погребена под толстым слоем обязательств, воспитания, образования, необходимости производить определенное впечатление. С другой стороны, погрузиться в пучину рефлексии, начитавшись околофилософских трудов, далеко не каждому под силу. А поход к коучу для наших широт все еще явление экзотическое.

Во многом именно этим сочетанием факторов, как мне кажется, объясняется успех книги Барбары Шер «Мечтать не вредно: Как получить то, чего действительно хочешь». Эта работа содержит добрый десяток упражнений, призванных помочь нам изучить самих себя. И пусть практика проговаривать сложности — типично американская, на российской почве не приживающаяся, ее ценности это никак не умаляет.

Например, отталкиваясь от теории классификации любимых занятий Сида Симона, Шер предлагает вспомнить ровно 20 таких занятий (хорошо, если среди них будут такие разные, как «совершать подвиги по утрам» и «лежать на лугу и смотреть на облака, жуя травинку») и занести их в таблицу: в крайнем левом столбце перечислить занятия с первого по двадцатое, в шапку остальных столбцов записать вопросы по одному: «Как давно занимались в последний раз? Бесплатно или стоит денег? В одиночку или с кем-то? Спланировано или самопроизвольно? Связано с работой? Опасно для здоровья? Быстро или медленно? Разум, тело или душа?» — и любые другие имеющие для вас значение вопросы, например: «Любил ли это пять лет назад? Любили ли это мама/папа?»). Заполнив таблицу, отыщите все закономерности, какие только сможете. Что вы узнали о себе? Какой жизнью живете сейчас? Какой хотите жить?

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Следующее упражнение предлагает погрузиться в воспоминания о детстве, когда вы еще не знали слова «надо» и не стремились заполнить каждый миг своей жизни чем-то «полезным» и «перспективным», когда, завидев (например) конфету, вы не задумывались на тему: «Могу ли я ее взять? Заслуживаю ли я ее? Не выставлю ли я себя дураком? Неужели я снова отложу на потом?». Вы думали: «Конфета!». И кричали, упрашивали, ползли, карабкались — делали все, что только могли придумать, чтобы добыть конфету. Итак, ответьте на следующие вопросы:

В другой книге с инструкцией по «сбыче мечт» («Поймай мечту за хвост») авторы дают аналогичное упражнение, призывая вспомнить, кем вы представляли себя в будущем, и уже с позиции взрослого проанализировать, чем вас влекла эта сфера деятельности — даже если красивой фирменной одеждой, все равно запишите.

Развивая тему взросления, задумайтесь, кем бы вы могли стать, если бы росли в другой семье, в условиях, которые кажутся вам теперешнему идеальными. Чем бы занимались сейчас? Чего бы уже достигли? Каким бы человеком были? Убедитесь, что не сдерживаете себя, довольствуясь «правдоподобным». В конце концов, это всего лишь умозрительное построение, — если вы мечтали быть наследным принцем, так тому и быть.

Читайте материал по теме: Желание испытать себя везде и сразу — это нормально

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте