Личные качества и навыки

Как все-таки начать жить своей жизнью

Ирина Гусинская

Каждый день мы принимаем решения, которые должны бы помогать нам становиться счастливее или достигать тех или иных жизненных целей. Утверждение сложно опровергнуть, однако следовать ему не так-то просто. И не только потому, что наши желания вступают в многообразные взаимодействия с желаниями окружающих и зачастую противоречат принятым нормам поведения (а то и закона). Но и потому, что мало кто может четко сформулировать, чего хочет от своей жизни.

И я сейчас не о классическом вопросе сотрудника HR-службы «Кем вы себя видите через 5 лет?», на который несложно придумать социально желаемый ответ, а о правдивом ответе самому себе. В детстве вопросы смысла жизни занимают отдельных вундеркиндов, зато ребенок четко может сказать, что ему нравится и кем он хочет стать (даже если сегодня это врач-ветеринар, а завтра космонавт), в подростковом возрасте начинаются философические метания, но к моменту окончания школы каждый из нас, сам или под влиянием родителей и друзей, принимает решение, определяющее направление жизни на ближайшие пару лет.

Жизнь идет своим чередом, и без острой необходимости мы все реже задаемся вопросом «почему я живу именно так». Хотя бы потому, что растет число обязательств, формируются привычки, копится усталость — и все сложнее представить, как можно бросить все это и начать жизнь заново. Вот и получаем печальную статистику неудовлетворенности своей работой, своим партнером, своими перспективами — всей своей жизнью. Кто-то смиряется и учится находить радость в том, что имеет. Кто-то решает проблемы точечно, тогда как причина часто одна, системная: она состоит в том, что человек живет в противоречии со своими внутренними ценностями, проживает чью-то чужую жизнь. Отдает мелодрамой, но по сути трагично. Как же понять, что для вас важно на самом деле?

В конце 1950-х в США начал набирать популярность метод value clarification (ему до сих пор не придумали красивого перевода, так что пусть будет «выявление ценностей»). Модель метода предложил Луис Ратс, и применялся он в первое время в школах. Но вскоре, после выхода одноименной книги, написанной учеником Ратса Сидом Симоном с двумя соавторами, метод начал триумфальное шествие* по стране и из школьных классов перекочевал в арсенал бизнес-тренеров всех мастей, а также в книги по популярной психологии.

По сути, это разговор с самим с собой с помощью опросников и упражнений, которые авторы называют «стратегиями». Он возник как альтернатива двум основным путям формирования убеждений:

  1. теоретическое воспитание
  2. ролевые модели

Он предполагает, что родитель/учитель/друг/вы сами будете относиться к вашей личности как ученый к объекту исследования. То есть соберете максимум объективных данных и попытаетесь выявить паттерны поведения и причины их возникновения, а в идеале — научитесь собой управлять.

Начинает Ратс, конечно, с определения. «Ценность», по его мнению, соответствует семи условиям: выбрана свободно (1), из нескольких вариантов (2), после обдумывания последствий выбора альтернатив (3), вы своим выбором довольны (4) и готовы отстаивать его публично (5) и самое главное — ведете себя в соответствии с этим выбором (6) не единожды, а регулярно (7).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте