Личные качества и навыки

Григорий Канторович: «Университет все больше начинает походить на школу»

Анастасия Миткевич

Совсем скоро будут подведены итоги ЕГЭ и в вузы хлынет поток абитуриентов. Во взрослую жизнь вступает поколение Z. О том, чем оно отличается от миллениалов и «иксов», какие профессии будут востребованы в будущем, как трансформируется классическое высшее образование и почему все больше бакалавров уезжает за границу рассказывает профессор, заведующий Научно-учебной лабораторией макроструктурного моделирования экономики России, член Ученого совета НИУ ВШЭ Григорий Гельмутович Канторович.

Среди миллениалов популярными всегда были профессии экономиста и юриста, есть ли какие-то сдвиги по карьерным предпочтениям сейчас у представителей поколения Z?

В 90-е все хотели быть экономистами, финансистами и юристами, это желание все еще сохранилось у определенной части людей, но сейчас сфера ИТ и направления, связанные с прикладной математикой, выходят на первый план. За последние годы произошло резкое изменение доли выпускников школы, поступающих в вузы, можно сказать, что высшее образование стало массовым, однако из-за кризиса немного снизилось количество платных студентов. В целом в университет поступают не только люди, собирающиеся в дальнейшем идти в те сферы деятельности, которые раньше напрямую были связаны с высшим образованием, — это наука, медицина и так далее. Многие сегодня хотят работать в сфере услуг, но на высоких должностях. У нового поколения наблюдается как тяга к управленческой стезе, где необходимо принимать трудные решения, так и к работе, связанной с обслуживанием клиентов.

Как человек, который только что окончил университет, может идти в управленцы, ведь у него нет опыта?

Дело в том, что сейчас даже самые низкие должности работодатель называет «менеджер», простой продавец — это менеджер по продажам. Конечно, без опыта на хорошую работу никто не возьмет. Даже если у человека есть организаторские способности и он пытается строить свой бизнес, все равно в крупную организацию его сразу на топовую позицию не примут.

То есть ожидания не совпадают с реальностью?

Именно так.

А что касается зарплатных ожиданий выпускников? Соотносятся ли они с реальными предложениями от работодателей?

Исследования показывают, что сейчас зарплатные ожидания выпускников значительно превышают то, что предлагают работодатели. Это, скорее всего, характеристика переживаемого нами момента, когда реальный доход и зарплаты падают, а ожидания остаются прежними. Насколько я могу судить, разница составляет около 30 процентов.

Читайте материал по теме: Вадим Радаев. О доверии: классовом и личном

Низкий уровень зарплат — это одна из причин, по которой все большее число бакалавров собирается продолжать учебу за границей и хочет в дальнейшем там остаться, а родители их поддерживают и практически последнее готовы отдать ради образования ребенка.

Вторая причина — это не работающие в России принципы меритократии, когда люди добиваются новых вершин благодаря своим знаниям и навыкам — дети видят, что многие преуспевают за счет связей и капитала родителей. И система образования сама с этой проблемой справиться не в состоянии— те, кто хочет честно строить карьеру, будут продолжать уезжать.

Существует стереотип, что люди того же возраста поколения Y были более эрудированными и образованными, нежели нынешние старшеклассники, так ли это?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте