Личные качества и навыки

Эмоциональное выступление: как не выглядеть идиотом

Андрей Скворцов

Я часто слышу: «добавьте эмоций в выступление». Мне кажется, это самый опасный совет, который можно получить.

Первые полгода моей работы ведущим прогноза погоды меня никто не замечал. То есть абсолютно: мало того, что меня не узнавали на улицах, так не было даже ни одного поста в Twitter (я проверял через поиск по блогам каждый день). Это было обидно. Все же федеральный канал, прайм-тайм, постоянно. И еще вспоминались слова Владимира Познера о том, что если лошадиную задницу показывать по телевидению, то через месяц ее начнут узнавать на улицах. Напомню, меня показывали уже полгода.

Собственно, эта обида и привела меня к педагогу по актерскому мастерству Юрию Мартынычеву, от которого я и услышал впервые о методе, о котором пойдет речь.

На первом занятии я узнал, что надо быть активным, увлеченным, эмоциональным! И в следующем же эфире выдал активность, увлеченность и эмоциональность — в той мере, в какой я их понимал. Результат был ошеломляющий! Про меня наконец-то написали в Twitter! Самый вежливый пост был таким: «Уберите психопата из эфира».

Это ошибку стоило сделать. Стало ясно, что эмоциональность — это не то, что можно выдавить из себя искусственно, не то, что можно изобразить. Эмоции — это не физические движения, не громкость, не крики. Это искренность.

Совет «будьте естественны на сцене» вы наверняка слышали. Но вот беда: сцена — не то место, где легко быть естественным. Самое естественное для нормального человека — вообще не выходить на сцену. Умению «быть естественным в неестественных обстоятельствах» учат в театральных вузах не один год, и то далеко не у всех получается. Совет «быть естественным на сцене» — одновременно один из самых правильных и самых опасных из тех, что мне приходилось слышать. В результате в лучшем случае получаются интонационные штампы (формальные попытки изобразить эмоцию), в худшем — мой пример.

По счастью, один наш соотечественник придумал систему — набор приемов, которые помогают стать естественным, живым на сцене. Речь о Константине Сергеевиче Станиславском. Его знаменитое «не верю» относится как раз к попыткам актеров изобразить эмоции. Про его систему все слышали, но мало кто знает, в чем она заключается.

На мой взгляд, самое гениальное, что открыл Станиславский — это «кинолента видений». Работает это так: вы вспоминаете событие из своей жизни (реальное!), в котором вы переживали ту или иную эмоцию. И затем в воображении переноситесь в эту ситуацию. Задача — увидеть все в мельчайших деталях, конкретно. Не вспомнить, а именно увидеть — так, как вы видите реальность. Довообразить то, что не помните. Быть готовым ответить самому себе на любой вопрос: какого цвета забор «в кадре»? Во что одета та женщина? Какие на ней бусы? Есть ли царапина на каблуке? Долетают ли брызги от машины до тротуара? Что делает ворона?

Эта увлекательная игра затягивает вас, и — чудо! — рождается искренняя эмоция. Я многократно видел это на тренингах. Казалось бы, человек просто произносит существительные, но если он их «видит» — слова звучат эмоционально, и это захватывает!

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте