Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

На выход: как попрощаться с начальством и коллегами

Кэролин О'Хара

Вы решили уволиться и поставили в известность начальника. Теперь, когда трудный разговор позади, нужно понять, как рассказать об этом всем остальным. Скорее всего, у вас есть ментор, сыгравший важную роль в вашей карьере, и члены команды, с которыми вы долго работали вместе. Как сообщить им новость — понадобится личный разговор или электронного письма будет достаточно? Как это сделать, чтобы сохранить отношения с коллегами и не нарушить принятый в вашей компании этикет?

Что говорят специалисты

Когда вы только пришли на эту работу, вы изо всех сил старались произвести хорошее впечатление. Точно так же теперь нужно подумать о том, как уйти красиво. «Суть бизнеса — отношения, — рассуждает Джоди Гликман, автор книги Great on the Job и соавтор гида HBR о том, как найти правильную работу Guide to Getting the Right Job,— Даже если вы переходите на работу своей мечты, нет причин сжигать за собой мосты или оставлять после себя дурные воспоминания». Чтобы «хорошо» уйти, требуется тщательное планирование – от обдумывания того, как вы известите о своих планах коллег, до выбора момента для передачи обязанностей преемнику, поясняет Карен Диллон, автор изданного HBR руководства Guide to Office Politics и соавтор готовящейся к печати монографии Competing Against Luck. «Нужно все подать в уместной манере, показать, что привычный ход дел не будет нарушен, все под контролем», — добавляет она. Вот что нужно делать.

Составьте вместе с начальником план

Если о вашем намерении уйти станет известно прежде, чем определится преемник, это породит ненужное беспокойство. Важно составить примерный план, обсудить со своим начальником дальнейшие действия, прежде чем известить о своем уходе всех окружающих, говорит Диллон. Нужно разобраться, что произойдет с вашими проектами, членами команды, клиентами. «Всегда лучше иметь готовый план», — повторяет Диллон.

Сообщите коллегам новости лично

Мы привыкли по всякому поводу рассылать электронные письма, но ничто не заменит личного разговора, особенно с теми, кто был с вами особенно близок, а также с теми, кто работал под вашим началом. «Если вы возглавляете команду, учтивость требует лично поставить членов команды в известность», — говорит Гликман. Это же правило распространяется на менторов, близких друзей и коллег, на которых может отразиться ваш уход. Наметьте очередность и время каждого разговора. «Трудно просить коллег долго хранить ваш секрет, — говорит Диллон, — но вы вправе настаивать, чтобы они потерпели несколько дней, пока вы оповестите всех, кого считаете нужным. Это даст вам время на достаточное количество личных разговоров прежде, чем просочатся слухи».

Сосредоточьтесь на будущем

Если вы уходите не по самым приятным причинам, например, потому что карьера застопорилась или вы не поладили с вышестоящим руководством, подавите в себе желание напоследок высказать все. «Дело того не стоит, — утверждает Диллон, — вы испортите отношения с бывшими коллегами и свою репутацию». На неизбежный вопрос, почему вы все-таки увольняетесь, отвечайте, например, так: «Настало время перемен». И не вспоминайте былые разногласия. «Лучше запомниться человеком, ищущим новые возможности, а не тем, кто не сумел прижиться», — поясняет Диллон

Используйте свое влияние на пользу другим

«Ваш уход превращается в стратегическую возможность для людей», — говорит Гликман. Если кто-то в вашей команде готов к новым обязанностям, вы можете предупредить этого человека: «Смотрите, эта вакансия сейчас освободится. Почему бы вам не предложить свою кандидатуру?» Но не давайте обещаний там, где от вас мало что зависит. Гликман советует поступить так: «Поговорите с начальником, выясните, каково будет дальнейшее развитие событий, чтобы никого не вводить в заблуждение». Если вы не знаете, кто займется вашими проектами, кто будет в дальнейшем распределять обязанности, то пообещайте это уточнить. И помните: самый красивый способ уйти — порекомендовать сотрудников, которые в состоянии взять на себя часть вашей работы или развить новые возможности.

Преодолейте чувство собственной незаменимости

Промежуток между той минутой, когда вы сообщите о своем увольнении и собственно датой ухода, не так-то легко прожить. Мы склонны считать себя незаменимыми, но если вас перестанут приглашать на встречи и ключевые дискуссии, не обижайтесь на такое пренебрежение. «Нельзя сидеть на двух стульях», — говорит Гликман. Вы сами решили уйти, а компания живет дальше. «Поразительно, как мгновенно человек превращается в ''хромую утку''», — отмечает Диллон. — В эти недели лучше и не пытаться попасть на какие-то важные встречи, лучше как следует попрощаться с теми, кто вам действительно дорог, позаботиться о сохранении этих отношений».

Работайте честно до последнего дня

Нельзя портить себе репутацию, халтуря в последние несколько недель. Уходите чисто, убедившись, что все дела и клиенты переданы коллегам вовремя и аккуратно, что без вас не будет сорван график работы. И еще раз поблагодарите за все возможности, которые вам здесь были предоставлены. Вы с большой вероятностью когда-нибудь встретите на своей новой работе и прежних начальников, и коллег, особенно если остаетесь в той же отрасли. «Не захлопывайте с грохотом дверь, — предупреждает Гликман, — ваша карьера длинная, и вы не можете предсказать заранее, откуда придут новые возможности».

Что делать

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте