Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«На вас не та рубашка»: как нельзя и как можно разговаривать с сотрудниками об их одежде

Эми Галло

Успех на работе зависит от внешнего облика человека. Неряшливый вид или вызывающая одежда вряд ли помогут завоевать уважение коллег и клиентов. Но как завести разговор на такую деликатную тему? И как тактичнее сделать замечание, чтобы оно помогло сотрудникам, а не смутило их?

Что говорят специалисты

Было бы хорошо, если бы внешний вид абсолютно ни на что не влиял, но так не бывает. «Приятная внешность и умение преподнести свою работу не менее важны, чем ее содержание», — говорит Эми Джен Су, соучредитель компании Paravis Partners, которая занимается обучением и консультированием руководителей, и автор книги «Как завладеть аудиторией». Печально, когда человек хорошо работает, но не добивается успеха из-за неумения правильно себя преподнести. Однако вести разговор с сотрудником о внешнем виде сложно, полагает Джозеф Гренни, соавтор книги «Трудные диалоги» и соучредитель компании VitalSmarts. Обсуждать эту тему всегда неприятно и неловко. Вот несколько советов, которые помогут в разговоре по такому щекотливому поводу.

Сомневаться — полезно

Не спешите, подумайте, а в чем, собственно, проблема? Если одежда мешает вам серьезно воспринимать сотрудника — это одно дело. А если она вам просто не нравится, то совсем другое. «Не переводите свои личные предпочтения в ранг требований», — предупреждает Гренни. Может, вы думаете, что мужчины должны ходить на работу если уж не в костюме, то в рубашке с воротником button-down и слаксах. Но разве это необходимо для успеха? Подумайте, к чему может привести такое пристрастное отношение к одежде. Эми Джен Су советует найти конкретные доказательства того, что внешний вид человека мешает его успеху. Стиль вашего сотрудника нарушает принятый в компании дресс-код? Одежда человека отвлекала внимание аудитории от содержания его выступления? Вы получали отрицательные отзывы от своих ключевых партнеров, клиентов или высшего руководства?

Победите свою неловкость

Если вы решили, что нужно поговорить с подчиненным об одежде, не настраивайте себя на трудный разговор. «Неловкость в такой ситуации — вполне естественное чувство, — говорит Су, — но помните, что вы здесь ни при чем. «Дело в самом человеке и в том, что вы как начальник должны помочь ему стать успешным», — добавляет она. Будьте готовы к противостоянию, защитной реакции или «оскорбленным чувствам», хотя на самом деле все может быть совсем не так. «Многие люди нормально реагировали на такие замечания и даже благодарили за них», — продолжает Су. С ней согласен Гренни: «Одежда и внешний вид — это “территория непознанного”». «Вообще советы по поводу внешности бестактны, но многих людей это не задевает, — говорит он. — Возможно, сотрудники просто не знают о дресс-коде, принятом в организации».

Подготовьтесь к разговору

Гренни придает важное значение подготовке к разговору. Подумайте, как построить диалог. Сосредоточьтесь на том, что вы желаете успеха вашему собеседнику. Придайте разговору деловой тон. «Не стройте общение на противопоставлении правильно — неправильно, хорошо — плохо, прилично — неприлично», — убеждает Гренни. Наоборот, скажите, как внешний вид поможет улучшить отношения с коллегами как внутри компании, так и за ее пределами. Есть смысл проконсультироваться с отделом по работе с персоналом, чтобы избежать возможных правовых проблем. «Нужно заранее обезопасить себя от претензий со стороны кадровиков и не говорить ничего оскорбительного», — предупреждает Су.

Не ходите вокруг да около

В ходе разговора «выражайте свои мысли прямо, без недомолвок и приукрашивания, не боясь нанести обиду», советует Гренни. Говорите все, что считаете нужным. Примерно так, как предлагает Су: «Я хочу, чтобы ваш внешний вид соответствовал вам как профессионалу». Цель — «стать более заметным, влиятельным и обаятельным». Приведите примеры того, как ухоженная внешность повышает доходы сотрудника и способствует успеху в работе в целом.

Признайтесь в своей неправоте

У вас нет четко установленного дресс-кода? Тогда такую ситуацию вы отчасти создали сами. «Нельзя переносить вину на других, если заранее не определились с требованиями. Тут можно столкнуться с конфликтом правового характера», — говорит Гренни. Можно сказать следующее: «У меня, как у руководителя, были определенные ожидания, которые я не озвучил. Признаю свою вину».

Давайте конкретные советы

Нельзя на ходу бросить фразу: «На вас не та рубашка». Это воспринимается как несправедливый выпад и не решает проблему. Су предлагает говорить о внешнем виде как о «визитной карточке» и не переходить на личности. Дайте конкретный совет, повторив требования, которым надо соответствовать. Например, можно выразиться так: «Лучше придерживаться строгого стиля, чем носить слишком короткую и обтягивающую одежду».

Прислушайтесь

Если внешний вид сотрудника не меняется с годами — это отражение других проблем. Не надо произносить длинный монолог, дайте человеку возможность поделиться своими мыслями и ощущениями. «Если кто-то действительно выглядит неопрятно, узнайте, что происходит. Пусть это будет диалог. Проявите гуманность», — советует Су. Возможно, происходит то, о чем вы не подозреваете.

Дайте простор самовыражению

Если в вашей компании не требуется носить форменную одежду, четко объясните сотрудникам, что они могут носить то, что им удобно и соответствует их индивидуальности, но соблюдать при этом нормы, принятые в компании. «Не нужно добиваться от сотрудников стопроцентного выполнения требований и потери своей самобытности. Нужно, чтобы они соблюдали дресс-код, но при этом не забывали о своих предпочтениях», — говорит Су.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте