Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять способов спастись от смартфона

Ларри Розен
JOHN HOLCROFT/GETTY IMAGES

Мы живем в эпоху технологической одержимости и зависимости от смартфонов. Я все время слышу: «Куда бы я ни шел, я беру телефон», «Я волнуюсь, когда не могу проверить электронную почту» или «Если я не читаю новости в соцсетях, мне кажется, что я что-то упускаю».

Исследования показывают: слишком активное использование гаджетов может приводить к ухудшению нашего физического и психического здоровья, наших отношений и так далее. Как же выстроить взаимодействие с окружающими нас технологиями, используя их преимущества и при этом уменьшая побочные эффекты? Вот несколько стратегий, которые основаны на результатах исследований и которым я рекомендую следовать как на работе, так и в личной жизни.

Используйте функции «поставить в копию» и «ответить всем» с умом. Групповые электронные письма и сообщения полезны для командного сотрудничества, но отвлекают все больше и больше. В режиме групповой переписки, когда большинство сообщений можно адресовать одному-двум коллегам, мы раз за разом жмем «ответить всем». В результате цепочки сообщений становятся все более угнетающими и добавляют все больше лишней информации к нашим и без того переполненным папкам «Входящие». Поэтому перед тем, как начинать групповую переписку, я советую хорошо подумать, кому именно отправлять сообщения: включать в группу стоит только релевантных членов команды. Также я рекомендую избегать функции «ответить всем», если комментарии не предназначены действительно всем членам команды. В общем, чем больше электронной почты вы отправляете, тем больше получите.

Определите разумное время отклика на сообщения. Не так давно люди работали с девяти утра до пяти вечера, после чего отключались от дел. Сегодня типичный рабочий день в офисе может растянуться до девяти вечера, а то и до ночи, и возобновиться на следующий день рано утром. Коллега, посылающий электронное письмо или смс, уже привычно рассчитывает на моментальный ответ вне зависимости от времени суток. Основываясь на опыте таких транснациональных компаний, как Volkswagen и Deutsche Telekom, я предлагаю в качестве компромисса правило «с 7:00 до 19:00»: сообщения можно посылать в любое время, но никто не обязан отвечать на них раньше семи утра и позднее семи вечера. Во Франции компании, в штате которых больше 50 сотрудников, теперь даже обязаны следовать подобному правилу: в январе 2017 года страна приняла закон о «праве на отключение», которое предписывает компаниям установить для сотрудников время, в течение которого они станут недоступны и не будут отвечать на электронные письма.

Регулярно отдыхайте. Человеческий мозг не способен на работу часами напролет. Мы лучше работаем, когда делаем перерывы. Исследование, в котором приняли участие более 12 тысяч служащих, показало: респонденты, регулярно отдыхавшие от работы каждые полтора часа, на 30% чаще говорили о высоком уровне сосредоточенности, на 50% – о способности думать творчески и на 46% – о хорошем здоровье по сравнению с коллегами, которые либо не отдыхали вообще, либо отдыхали только один раз в течение рабочего дня. Однако если вы смотрите в телефон или сидите в интернете, это нельзя считать перерывом. Восстановительный отдых – это упражнения, беседы или размышления. Отдохнуть – значит погулять на свежем воздухе, поговорить с кем-то (о чем-то, помимо работы), помедитировать. Достаточно десяти минут, хотя более длительные перерывы еще более полезны.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте