Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Я мою за всеми посуду»: почему менеджеры испытывают стресс из-за смены уровня власти

Джейк Гейл , Майкл Шерер , Тревор Фулк , Эрик Анисич
Yaroslav Danylchenko/Stocksy

Многим из нас приходилось бессчетное количество раз отвечать на вопрос: «Чем вы занимаетесь?» Большинство людей ответят что-то вроде «я менеджер проектов», «я специалист службы техподдержки» или «я вице-президент по продажам».

Но название должности не содержит глаголов. Вы можете сообщить о своем формальном положении в иерархии организации, но оно совершенно необязательно будет отражать, насколько авторитетным вы чувствуете себя на работе каждый день и каждую минуту.

Например, вот что говорят двое наших знакомых, Нина и Морган, о том, как они ощущают свое влияние на работе.

«Я устанавливаю сроки выполнения проектов для каждой интегрированной команды и слежу за их соблюдением, сообщаю им, каких результатов они должны достичь, и одобряю финансирование решений… Многие приходят ко мне с вопросами или за советом, в том числе главный инженер. Я за многое отвечаю и часто чувствую свой авторитет», — говорит Нина.

«Я слежу за чистотой на офисной кухне. Рассылаю письма по электронной почте и размещаю таблички. Ничего из того, что я делаю, не влияет на других. В конце концов, я просто мою за всеми посуду… Когда я не в офисе, я нахожусь в разъездах, пытаясь организовать информационные мероприятия для потенциальных клиентов в незнакомых городах. Я часто засиживаюсь допоздна, рассылая приглашения незнакомым людям, а приходят всего человек пять. Я часто в тревоге смотрю на двери в надежде, что придет кто-то еще! Мне бывает очень неловко. В такие моменты я чувствую себя выжатым и думаю, что от меня ничего не зависит», — рассказывает Морган.

Прочитав написанное выше, вы можете решить, что Нина — руководитель высшего звена, а Морган занимает позицию нижнего уровня. Однако должность Нины — «административный помощник», а Моргана — «вице-президент и управляющий директор по Северной Америке».

Почему ощущения влияния у Нины и Моргана не соответствуют их должностям? И почему это важно? Наше исследование показывает, что личные впечатления о собственном авторитете могут значительно отличаться от того, что следует из названия должности. Мы обнаружили, что эти ощущения могут колебаться в разные дни. Важно отметить, что эти колебания могут дорого обходиться и негативно сказываться на психологическом состоянии.

Как изменение влияния может вести к стрессу

Опыт, описываемый Ниной и Морганом, кажется несовместимым с их формальными должностями, но его нельзя назвать нетипичным. Он отражает разницу между объективной должностной властью и субъективным ощущением власти. Должностная власть включает контроль над ценными ресурсами (наем и увольнение сотрудников, распределение бюджета, управление подчиненными и т. д.) и обычно отражена в названии должности и положении в организационной структуре. С другой стороны, субъективное ощущение власти определяется внутренним восприятием личного влияния в отношении с другими людьми.

Должности и другие индикаторы должностной власти статичны и больше говорят об этапе карьеры сотрудника, чем о повседневном субъективном опыте. В реальности опыт сотрудников, вероятно, будет меняться в разные моменты времени и вызывать самые разные чувства, связанные с субъективным ощущением власти. Для большинства колебания между психологическим состоянием сильного и слабого влияния (или наоборот) в различных ситуациях являются относительно распространенным явлением. Если привести пример из нашей собственной жизни, то в один и тот же день мы можем опубликовать статью в Harvard Business Review и получить отказ от редактора научного журнала и анонимных рецензентов по поводу исследовательского проекта, на который были потрачены годы труда.

Недавно мы попытались выяснить, как колебания уровня авторитета влияют на внутреннее состояние сотрудников на работе. В четырех исследованиях мы обнаружили, что этот опыт негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии человека. Например, в одном из исследований с участием 616 студентов использовалась компьютерная имитация организационной модели с изменением уровня влияния в разных степенях. Выяснилось, что, чем больше участники переключались между ощущением сильного и слабого влияния, тем чаще сообщали о психологическом дискомфорте. В другом исследовании мы ежедневно в течение 10 дней просили 100 сотрудников оценить свои переживания и состояние. Каждый день они по несколько раз сообщали об ощущаемом уровне влияния, уровне стресса и соматических симптомах (например, головной боли или переутомлении глаз). Мы обнаружили, что, чем больше колебался уровень влияния сотрудников в течение дня, тем больше стресса и соматических симптомов они испытывали в этот день.

Эти данные показывают, что стресс на работе может быть скорее обусловлен не собственно должностью, а тем, что мы делаем, и насколько чувствуем себя при этом в силах или не в силах влиять на происходящее. Почему так?

Об авторах

Джейк Гейл (Jake Gale) — соискатель степени Ph. D. Колледжа бизнеса Уоррингтона Университета Флориды.

Майкл Шерер (Michael Schaerer) — доцент, преподаватель организационного поведения и управления кадрами в Школе бизнеса им. Ли Конга Чиана Сингапурского университета управления.

Тревор Фулк (Trevor A. Foulk) — доцент, преподаватель менеджмента и теории организации Школы бизнеса им. Роберта Смита Мэрилендского университета. Его исследования посвящены распределению влияния и девиантному поведению в условиях организации.

Эрик Анисич (Eric M. Anicich) — доцент отделения управления и организации Школы бизнеса им. Маршалла Университета Южной Калифорнии. Его исследования посвящены формам и функциям социальной иерархии в группах.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте