Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как избавиться от старых привычек

Джоэл Констебл
Фото: DANIEL DAY/GETTY IMAGES

Впервые я познакомился с Эриком (имя изменено) на новом тренинге для менеджеров, где я выступал в роли фасилитатора. Незадолго до этого он стал менеджером после нескольких успешных лет работы ведущим сотрудником, и теперь ему очень хотелось узнать больше о своей новой роли. На протяжении следующих двух дней Эрик полностью погрузился в тренинг, взаимодействовал с другими участниками и активно применял на практике новые идеи. В конце тренинга Эрик твердо настроился на то, чтобы меньше уделять внимания тактической работе, которой он занимался, предоставить больше полномочий своей команде и освободить свое время для стратегического планирования.

Несколько месяцев спустя я спросил Эрика о том, как у него идут дела. Он признал, что провел несколько недель, создавая пространство для работы более широкого плана, но затем с головой ушел в новый проект и снова переключился на детали. Некоторые члены его команды начали чувствовать, что он контролирует их во всех мелочах, а начальник Эрика недавно дал ему понять, что необходимо иметь более четкое видение будущего.

Разумеется, ситуация Эрика не исключительная. По моему опыту в области развития лидеров в компаниях Intuit, Pinterest и Google, практически каждый, с кем я когда-либо работал, может стать лучше и заинтересован в этом. И все же многим рост дается с трудом, как бы они ни старались. На мой взгляд, одна из причин заключается в том, что в обучающих программах и программах по развитию отводится слишком мало времени и внимания тому, как изменить существующие привычки и шаблоны поведения. А ведь они часто становятся самым большим препятствием для личного роста.

К счастью, существует множество исследований в области поведенческих наук о том, как лучше всего достигать цели и изменять шаблоны поведения. По мнению психологов Габриэль Эттинген и Питера Гольвитцера, соблюдение двух условий значительно увеличивает вероятность того, что вы достигнете цели практически в любой ситуации.

Первый шаг — представить вашу идеальную будущую ситуацию и препятствия, которые могут встретиться на пути к успеху. Возможные препятствия в случае с Эриком — нехватка времени для стратегического планирования, чувство удовлетворения, которое он испытывает при выполнении тактических заданий, или даже дискомфорт от того, что ему приходится отказываться от контроля.

Большинство из нас отлично справляется с первой частью, заявляя о том, чего мы желаем достичь, но редко выполняет вторую часть, когда необходимо тщательно обдумать все препятствия, с которыми мы столкнемся. Эттинген обнаружила, что выполнение этого шага увеличивает вероятность того, что мы будем придерживаться наших целей. Она назвала это упражнение мысленным контрастом.

На первый взгляд, это может показаться нелогичным, ведь концентрация на препятствиях может уменьшить нашу мотивацию. Но все обстоит с точностью до наоборот. Если мы предвидим преграды и тем не менее готовы добиваться цели, это укрепляет нашу решительность. А анализ препятствий позволяет нам подготовиться к ним.

Второй шаг тоже основывается на мысленном контрасте. Делая его, вы формулируете свою цель в виде утверждения «если…, то… ». Часть «если» представляет собой ситуационный стимул в достижении цели, а часть «то» — это ваше поведение при достижении цели. Гольвитцер называет этот шаг намерениями реализации. Это очень мощный инструмент, потому что он создает сильную ассоциативную связь между стимулом и действием, которая со временем становится автоматической. Намерения реализации могут эффективно напомнить о необходимости действовать, а также помочь в создании запасного плана на случай препятствий, которые могут сбить вас с пути. В случае с Эриком он мог бы подумать о времени, ситуации или обстоятельствах, которые заставили бы его концентрироваться на стратегической работе или напоминали бы ему о ней. Приведем несколько примеров.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте