Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как научить предпринимательству тех, кто не любит рисковать

Питер Джианиодис , Тобин Тернер
JEFFREY COOLIDGE/GETTY IMAGES

Предприниматели — креативные и склонные к риску люди. А инженеры, математики и работники сферы здравоохранения, как правило, такими свойствами не обладают. Рассмотрим, к примеру, идеальные качества инженера-строителя, сооружающего мост неподалеку от вашего дома. О ком вы подумали — о склонном к риску специалисте, прекрасно чувствующем себя в условиях неопределенности, или же о том, кто придерживается математической точности?

Многие выберут последнее, однако предпринимательские способности и связанные с ним креативность и готовность к принятию рисков становятся все более важными компонентами коммерческой деятельности. А в этом студенты технических специальностей разбираются из рук вон плохо. Смешанные программы развития предпринимательских навыков (BEPs) призваны исправить положение за счет совмещения курса обучения предпринимательству и университетского образования в области технических дисциплин и гуманитарных наук. Это не просто. Руководители подобных программ признаются, что разочарованы уровнем предпринимательских амбиций выпускников.

Мы провели исследование программ BEPs и выявили важную, не связанную с учебным планом проблему. Студенты, получавшие техническое или гуманитарное образование, зачастую проявляли тягу к определенности и нежелание рисковать. Такие личностные характеристики противоречат качествам, с которыми традиционно ассоциируется образ предпринимателя. Кроме того, мы установили, что студенты, участвующие в программах развития предпринимательских навыков, иногда не были заинтересованы в открытии своего бизнеса. Например, аспирантка, принимавшая участие в программе развития предпринимательских навыков в области фармацевтики, рассказала, что изначально ее привлекала мысль о нацеленности программы на предпринимательство, однако окончательное решение она приняла из более практических соображений, таких как финансовая помощь участникам программы, близость к дому и более высокие показатели последующего трудоустройства.

Развитие предпринимательского мышления у студентов имеет важное значение. Все чаще в сферах прикладной математики, здравоохранения, биоинформатики, химии и технологий появляются возможности внедрения инноваций и создания новых продуктов и стартапов. Однако результаты нашего исследования повлекли за собой следующий вопрос: можно ли научить человека основам предпринимательства в рамках смешанной программы BEPs?

Мы пришли к положительному выводу — можно и нужно, но с одной оговоркой. Ключевым фактором такой программы должно стать привлечение к участию в ней студентов, обладающих некоторыми предпринимательскими качествами. Не следует полагаться на то, что студенты преуспеют в предпринимательстве только благодаря своему согласию участвовать в учебной программе. Несоответствие между изначальными намерениями студента и потребностью в более определенном результате — например, трудоустройстве — негативно сказывается на успешности многих учебных программ.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте