Профессиональный и личностный рост

«Пора сказать правду и осознать, почему вам не хочется идти на работу»

Анна Бурова
Фото: Aaron Burden / Unsplash

Если вам 40-50 лет, мысль о том, как провести последний этап своей активной трудовой жизни, наверняка вас посещала. В том случае, если вы активно строили свою карьеру и достигли определенных успехов, вы понимаете, что каждый новый этап в карьере требует затраты интеллектуальных, физических и моральных сил, которых с возрастом становится все меньше. Правильно распорядиться оставшимся временем и личными ресурсами помогает осознанное отношение к своему карьерному потенциалу.

Карьерный потенциал не сводится к описанию вашего опыта в резюме или к оценке ваших профессиональных и деловых компетенций. Потенциал — это всегда про глубинные факторы и характеристики личности, которые позволяют спрогнозировать успешность и эффективность человека при определенных обстоятельствах. Ваш предыдущий опыт является важным элементом карьерного потенциала, однако не исчерпывает его. Аналогично — уровень развития ваших компетенций в данный момент времени — это тоже важный критерий для планирования карьеры, но он не гарантирует востребованности конкретных компетенций в будущем, а, также сохранения достигнутого вами уровня.

Практика карьерного консультирования менеджеров в современной цифровой экономике убедительно показывает, что без учета карьерного потенциала сложно принять решение о поиске новой работы, переходе в новую отрасль или смене офисной позиции на роль предпринимателя, и, тем более, быть востребованным на рынке труда в возрасте 50+.

Я предлагаю описание трех ключевых элементов карьерного потенциала и рекомендую провести самооценку своего карьерного потенциала, следуя этому перечню параметров.

1. Ваши мечты. Удивительно, как редко мы вспоминаем о своих мечтах, достигнув зрелого возраста. Детские мечты о том, чтобы быть пожарником кажутся нам несерьезными или неоригинальными. Вспомните, чем в раннем возрасте вас привлекала та или иная профессия, и вы обнаружите интересные детали, которые помогут вам в принятии кардинальных решений о дальнейшей карьере. Мечты о будущем в детстве, еще неограниченные навязанными социальными стереотипами, во многом отражают наши стремления, мотивацию, призвание, а, значит — и готовность преодолевать сложности для достижения успехов в определенной сфере.

В дальнейшем под гнетом тех или иных обстоятельств мы можем уклониться в сторону от своих желаний. В итоге — выполняем работу, которая доставляет нам лишь негативные эмоции, разрушает наше здоровье и самооценку. Середина карьеры в возрасте 40+ — это оптимальный момент для того, чтобы сказать себе правду и осознать, почему не хочется идти на работу по утрам. В идеале — это шанс вернуться к своим мечтам, тем более, если неожиданное сокращение вынудило заняться поиском новой работы.

Вспомнить о своих детских мечтах бывает полезно и для того, чтобы утвердиться, что вы на верном пути и не изменяете своему призванию. Самый яркий случай, который встречался в моей практике, когда талантливый аналитик и эксперт по оргдизайну вспомнил, что в детстве он мечтал быть дизайнером одежды. Ему нравилось создавать объекты, связанные с людьми и достигать эстетических и прагматических целей одновременно. В своей профессиональной карьере он последовательно двигался в развитии технических и аналитических знаний, при этом активно осваивал новые программы, платформы, инновации в области дизайна. В новом цифровом мире аналитик с базовым техническим образованием и умением креативить — это ценный работник. Однако человек мог бы остаться на обочине рынка труда, если бы на своем карьерном пути фокусировался только на внешней технической стороне своей профессии.

2. Ваш опыт, который можно и важно капитализировать. К 40-50 годам ваш рабочий стаж уже как минимум 20 лет, плюс — минимум 5 лет обучения в вузе и освоения определённой специальности (или даже нескольких). Следующий этап вашей рабочей жизни не может не учитывать годы, которые вы уже провели в своей профессии, специализации, отрасли. Время и опыт работы в определенных областях — это то, что отличает вас от ваших конкурентов на рынке труда. Молодежь лучше вас знает гаджеты и соцсети, но у них за плечами нет десятка лет, которые вы провели в коммуникациях с разного типа клиентами или в преодолении сопротивления сотрудников при внедрении изменений. Вы — носитель тех знаний, которые не укладываются в формат «Яндекс Алисы». Она не видела, как развивалась отрасль, сервисы, люди и она не может предоставить информацию, сопоставимую с интуитивным знанием человека, который провел годы в той или иной области.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте