Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как учиться, не отвлекаясь от работы

Джош Берсин , Марк Зао-Сандерс
Фото: DANIEL GRIZELJ/GETTY IMAGES

По мере того как автоматизация, искусственный интеллект и новые модели работы меняют устройство делового мира, непрерывное обучение стало восприниматься как экономический императив. 80% CEO считают потребность в новых навыках главным вызовом для бизнеса. Как показывают исследования, для сотрудников наличие возможности для развития стало вторым по важности фактором, влияющим на удовлетворенность от работы (после характера этой работы). На самом фундаментальном уровне люди — неотенический вид, которому свойственно учиться в течение всей жизни. Поэтому не удивительно, что на работе мы постоянно ищем способы совершенствоваться. Установка на развитие опирается именно на эту человеческую потребность. И если рекрутинг — игра с высокими ставками, в которой есть только один победитель (если компания А получает «звездного» сотрудника, то компания В его не получает), обучение — это прилив, который поднимает все лодки.

Однако срочность рабочих задач неизменно берет верх над роскошью обучения. В исследовании, которое мы недавно провели совместно с LinkedIn, обнаружилось, что работники тратят треть рабочего времени на электронную почту, не имеющую отношения к их работе. Традиционные корпоративные учебные порталы (системы управления обучением) используются редко (за исключением обязательных программ повышения квалификации), и на них сложно что-либо найти. Таким образом, обучение попадает в квадрант «важные, но не срочные дела» матрицы Эйзенхауэра. В среднем работники умственного труда тратят на образование всего пять минут в день.

Возникает вопрос: как сделать обучение эффективной частью повседневного трудового процесса? Мы считаем, что для этого необходима новая парадигма, которую я (Джош) называю «обучением в процессе работы».

Что такое процесс работы?

Конечно, у каждого — свой подход к работе, но у работников умственного труда есть много общего: их около 780 млн человек, они проводят у компьютера 6,5 часов в день. В частности, они тратят 28% времени на электронную почту, 19% — на сбор информации (поиск данных) и 14% — на внутренние коммуникации (формальные и неформальные). Эти три вида деятельности вместе составляют 61% от всего рабочего времени для этой обширной группы людей.

В том, что работники умственного труда тратят так много времени на поглощение и распространение информации, нет ничего удивительного. Поиск данных, фактов, информации и идей, а затем обмен ими с другими является повседневной деятельностью для большинства из нас. 38% информации, которой люди делятся онлайн, — образовательный или информационный контент.

Обучение в процессе работы — новая идея, согласно которой образование должно вписываться в наш рабочий день (и жизнь) и согласовываться с профессиональными задачами. Больше не нужно думать о корпоративном обучении как о цели, теперь оно само приходит в нашу жизнь. С помощью дизайн-мышления и передовых технологий мы можем создавать решения, которые сделают обучение практически незаметным. Можно сказать, что Google и YouTube — первые платформы «обучения в процессе», которые мы сегодня воспринимаем как должное.

Как можно использовать процесс работы для обучения? Сначала взглянем на данный вопрос с точки зрения отдельных работников (снизу вверх), а затем с точки зрения руководства (сверху вниз).

Обучение снизу вверх

Что может сделать человек, тянущийся к знаниям, чтобы учиться в процессе работы? Вот несколько практических мер, которые вы можете осуществить уже сегодня:

Практикуйте метапознание и осознанность. Выполняйте свою повседневную работу осознанно. Это дает множество преимуществ, одним из которых является повышенная способность учиться и развиваться. Например, не просто сидите на переговорах со специалистом по закупкам, а обращайте внимание на его тактику и приемы общения. Спрашивайте менеджеров по продукту о свойствах производимой продукции, специалистов по продажам — о трендах в отрасли, просите коллег предоставить обратную связь о ваших навыках проведения презентаций. Получая ответы на эти вопросы, вы учитесь, а большинство коллег с удовольствием поделятся с вами знаниями.

Ведите список тем, которые хотите изучить. Каждый день вы сталкиваетесь с большим количеством возможностей для обучения, а, используя метапознание, станете замечать их еще чаще. Однако вы нередко упускаете эти возможности, потому что заняты чем-то другим. Это можно исправить. Ведите список понятий, мыслей, методов и терминов, которые хотите изучить, делайте закладки в браузере и добавляйте их в этот список. Вы сможете вернуться к ним позже, когда у вас будет несколько свободных минут. Я (Джош) постоянно добавляю в закладки то, что хочу изучить, и как только выпадает свободная минута (часто в конце дня, когда я устал), я читаю статьи, изучаю презентации, пытаюсь разобраться в чем-то, что всегда хотел делать лучше. Это ценный личный опыт, для которого любой может найти время (например, по дороге на работу).

Используйте в работе технологические подсказки. Инструменты вроде встроенной в Google Docs функции Explore могут помочь искать информацию по интересующей вас теме, форматировать текст или анализировать данные. Такие помощники стали значительно лучше со времен печально известной анимированной скрепки по имени Скрепыш из Microsoft Office. Но вы должны быть открыты таким рекомендациям, чтобы с их помощью научиться чему-то новому. А поскольку решения вроде Microsoft Teams и Slack становятся все популярнее, вскоре появится множество новых подобных инструментов.

Вносите в свой рабочий график время для обучения. Дайте коллегам понять, как важно для вас учиться. Договоритесь с начальником о разумном времени, которое вы будетие уделять образованию в течение недели (например, час). Выделите время и придерживайтесь графика.

Подпишитесь на несколько полезных информационных рассылок. Выбирайте их тщательно, чтобы они соответствовали вашей должности, отрасли и интересам. У вас должно остаться не так много высококачественных рассылок, которые полностью соответствуют вашим критериям. От остальных отпишитесь.

Делитесь образовательным контентом с коллегами. В разных компаниях работа и общение происходит в разных местах, но чаще всего мы слышим, что люди пользуются SharePoint, Slack и Teams. Если у вашей компании нет канала, предназначенного для обмена и обсуждения образовательного контента, создайте его. Делясь с коллегами чем-то новым и интересным, не отправляйте только ссылку. Помогите людям понять, почему вы этим делитесь, и почему это имеет значение. Еще важнее указать, кому это предназначено: отметьте коллег, которым действительно будет полезна эта ссылка. Так вы не только поможете другим и принесете пользу своей компании, но и ускорите собственное обучение.

Обучение сверху вниз

Если спросить руководителей HR-отделов, как они планируют улучшать навыки персонала, почти две трети ответят, что просто пригласят специалистов с необходимыми знаниями и умениями. Это дорого: один из наших клиентов обнаружил, что обучение техническим навыкам собственных специалистов обходится в шесть раз дешевле, чем найм новых.

Как корпорациям лучше использовать рабочий процесс для улучшения навыков сотрудников? Конечно, многие особенности крупных компаний препятствуют обучению, но другие их особенности можно использовать для ускорения профессионального развития персонала. Этот раздел особенно важен для бизнес-лидеров, желающих изменить системы, процессы и культуру с целью расширения возможностей своих сотрудников.

Убедитесь, что корпоративные системы знаний содержат точные данные и просты в обращении. Ваши сотрудники постоянно ищут информацию и чаще всего делают это в Google или YouTube. Смиритесь с этим, но также потратьте время на то, чтобы сделать ваши информационные системы более быстрыми и полезными. Если на вашем старом сайте данные организованы из рук вон плохо, компания теряет из-за него деньги. Создать же удобный корпоративный портал сегодня проще, чем когда-либо. Результаты поиска должны быть полезными (звучит легко, но встречается это довольно редко), а для этого в контенте должны быть проставлены тэги, и за его качеством необходимо следить. Предложите IT-отделу совместный проект по улучшению и очистке информации, и вы удивитесь, как быстро она снова станет полезной.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте