Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как спасти себя и сотрудников от выгорания

Ребекка Найт
Фото: FANGXIANUO/GETTY IMAGES

Для менеджера важно поступать правильно по отношению к своим сотрудникам и поддерживать их в периоды интенсивной работы, чтобы не допустить выгорания. Это может быть не так-то просто, если вы сами при этом испытываете стресс. Как позаботиться о себе, чтобы сохранить время и силы на поддержку сотрудников? Что делать для снижения стресса? Как улучшить самочувствие ваших коллег?

Что говорят эксперты

Найти силы на помощь другим, если вы сами работает на пределе своих возможностей, нелегко. Выгорание в отличие от обычного стресса заставляет вас «буквально чувствовать себя истощенными», говорит основательница Института коучинга при Гарвардской медицинской школе и медицинском центре McLean Сьюзан Дэвид, написавшая книгу «Эмоциональная гибкость». «Выгорание пронизывает все стороны вашей жизни. Вы сильно устаете, но при этом у вас мало физических нагрузок, вы не следите за питанием и лишены общения», — отмечает эксперт. При этом такие проблемы испытываете не только вы. «Команда подхватывает ваш стресс, и все только усугубляется», — считает автор книги Build an A-Team: Play to Their Strengths and Lead Them Up the Learning Curve Уитни Джонсон.

Ради собственного здоровья и благополучия сотрудников вам нужно мобилизовать все ресурсы, чтобы исправить положение. Вот как можно это сделать.

Сделайте здоровье вашим приоритетом

Прежде чем вы сможете оказать помощь в борьбе со стрессом команде, вам нужно справиться со своим собственным стрессом. «Вместо того, чтобы уходить с головой в работу, следует сделать паузу, посмотреть вокруг и подумать о том, как вы поможете вашим людям получить то, что им нужно», — говорит Джонсон. Отправной точкой может стать ваше собственное физическое и психологическое здоровье. Придерживайтесь здорового полноценного рациона, не забывайте о физических нагрузках, дольше спите, попробуйте медитацию и найдите кого-то, в чьем присутствии можно дать волю эмоциям (желательно, чтобы это был не ваш руководитель). Забота о себе — вопрос самосохранения, а не роскоши. Джонсон предлагает делиться своими приемами по контролю за стрессом с командой: «Просто скажите: "Вот, что я делаю для того, чтобы справиться со стрессом. Мне помогает"».

Попробуйте решить проблему вместе

Даже если вы сами не до конца справились со стрессом, будет полезно показать другим, что вы серьезно подходите к этому вопросу. Можно даже предложить заняться групповой медитацией или обменяться опытом, рассказав друг другу о способах снятия стресса. Дэвид предлагает сделать контроль за уровнем стресса коллективной целью. Это полезно для всей группы и делает руководителя и его сотрудников более ответственными за свое состояние. Спросите коллег: «Как нам всем вместе справиться в этих условиях?» Однако такие практики не должны быть принудительными. Автономность — важное условие в борьбе с выгоранием: люди должны чувствовать, что они сами принимают решения.

Демонстрируйте сочувствие

Не будьте слишком строгими к себе и коллегам. «Выгорание можно принять за личный провал», — отмечает Сьюзан Дэвид. Но это не так: уязвим каждый из нас, более того, выгорание культивируется деловой средой, в которой мы живем. «Мир неидеален, а мы все несмотря на это стремимся к идеалу», — объясняет эксперт. Многие организации сами порождают стресс. Неопределенность, сложность и безостановочная работа технологий заставляют многих из нас чувствовать себя «максимально напряженными». Проявляйте сочувствие. Признайте в себе и других: каждый делает все, что может. Это не означает, что вы должны допускать лень и безответственность. Но вы должны создавать «здоровую психологическую среду для себя и других людей.

Уитни Джонсон рекомендует честно обсуждать все сложные моменты с командой. Да, все сотрудники команды испытывают нагрузку, а большие важные проекты никому не даются легко. Поэтому скажите своим коллегам: «Мы вместе, и я точно знаю, что мы справимся».

Подавайте пример другим

Вам также стоит подумать о той модели поведения, которую вы демонстрируете перед своей командой, предлагает Сьюзан Дэвид. Если вы сами все время «в бегах без передышки», какой сигнал вы посылаете сотрудникам? Подайте хороший пример, выделив время для отдыха. Покажите команде, что на работе необязательно постоянно быть на взводе. Верните рабочую обстановку «человечный подход», говорит Дэвид. Уитни Джонсон с ней соглашается: «Когда ваши люди завалены работой, дайте понять, что вы поощряете регулярный отдых. Сотрудникам нужно время для того, чтобы восстановиться и отвлечься от работы». Кроме того, важно ограничивать количество работы, которое вы готовы брать на себя на выходных и по вечерам. Что бы вы ни делали, не нужно никому отправлять письма ночью, настаивает Джонсон: «Вы наверняка думаете, что дело срочное и не может ждать, но вы таким образом закладываете бомбу под душевное равновесие своего сотрудника». Чтобы избежать этого, Джонсон советует использовать сервисы, позволяющие планировать отправку писем.

Сфокусируйтесь на причинах стресса

Распространенная причина (и симптом) выгорания — это потеря связи между ценностями человека и его работой, говорит Сьюзан Дэвид. Вы чувствуете усталость и напряженность, но упорно продолжаете работать, забывая при этом, что привело вас к тому, чем вы занимаетесь. Такая ситуация может быть токсичной для команды. Руководителю следует «развить общую мотивацию» — понимание того, что заставляет вас и сотрудников двигаться к цели. Воодушевлять команду — ваша рабочая обязанность руководителя. Напоминайте сотрудникам о целях и о том, что они значат для компании и клиентов. Люди получают большее удовлетворение от своей работы, когда чувствуют общую связь и разделяют общие ценности.

Отстаивайте интересы команды

Если вы с командой страдаете от переработок, возможно, самое время попросить начальство уменьшить нагрузку. Отстаивать интересы команды, учитывая цели вашей организации, — это тоже часть вашей ответственности, напоминает Джонсон. Она рекомендует поговорить с начальством о негативных последствиях, которые стресс оказывает на мотивацию и производительность ваших коллег: «Скажите, что ваша команда целиком предана проекту, но люди устали. Мы все знаем, как работает закон убывающей доходности». Донесите до руководства возможные последствия выгорания и дайте понять, что в интересах начальства исправить положение, ведь ошибки и недочеты дорого обойдутся компании. Объясните также, что вы переживаете, потому что бездействие приведет к потере ценных сотрудников. А затем спросите, есть ли возможность отодвинуть дедлайн или сократить объем задач. Подумайте и том, что вы сами можете оптимизировать в рабочих процессах команды (возможно, отменить или сократить некоторые встречи?). «Важно, чтобы руководители боролись за своих подчиненных», — подчеркивает Джонсон.

Будьте источником оптимизма

Сосредоточьте усилия на том, чтобы поддерживать оптимистичный настрой — особенно во время шторма. Это нелегко, если вы испытываете напряжение. В таком случае постарайтесь фокусировать внимание на позитивных моментах. «Улыбайтесь коллегам и будьте к ним добры», — советует Сьюзан Джонсон. Следите за тем, чтобы не забывать исправно признавать заслуги коллег и благодарить людей за их усилия. Попробуйте сказать: «Я заметил, что вы справились с задачей. Спасибо, я это очень ценю». Культивируйте чувство общности и поддержки. Каждый раз, когда команда достигает чего-то или заканчивает проект, над которым все так долго трудились, празднуйте это событие. Признавайте достижения — и свои, и вашей команды.

О чем следует помнить

Что делать

Чего не делать

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте