Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не бойтесь похвалы: как стать еще лучше, замечая свои лучшие качества

Брианна Каза , Лора Морган Робертс , Эмили Хифи
Фото: Erik-Jan Leusink / Unsplash

Около пятнадцати лет назад — в 2005 году — мы с коллегами опубликовали в Harvard Business Review статью, в которой был представлен новый подход к личному и профессиональному развитию. Идея заключалась в том, что одобрение — важный фактор личностного роста, особенно когда дело касается истории нашего успеха. В статье мы представили набор упражнений для осмысления человеком своих лучших качеств. Метод, базирующийся на наших научных исследованиях, в настоящее время используют тысячи людей по всему миру для тимбилдингов, корпоративных тренингов и программ для руководителей. Также он применяется на курсах для студентов и аспирантов различных специальностей.

Согласно исследованиям, основанным на практическом применении метода, всем нам идут на пользу положительные отзывы о наших сильных сторонах и результатах работы. Это стимулирует позитивные эмоции и формирование собственного «я», помогает развить находчивость и улучшить качество отношений с коллегами, друзьями и членами семьи. Обмен информацией о наших лучших качествах с коллегами во время адаптации на новом рабочем месте также повышает удовлетворенность работой и снижает текучесть кадров.

Само по себе выполнение упражнений на осмысление своих лучших качеств, если не прибегать к ним слишком часто, гарантирует получение положительной обратной связи. Но есть и другие методы рефлексии и осмысления своих положительных сторон, которые могут органично вписаться в ваш ежедневный рабочий график. Такой непрерывный процесс помогает людям найти новые подходы к выполнению работы, развить те стороны личности, о которых обычно забывают под гнетом ежедневных рабочих обязанностей, и двигаться к поставленным задачам. Вот пять способов, которые позволят замечать и извлекать выгоду из ежедневных возможностей для развития, исходя из ваших лучших качеств.

Обращайте внимание на позитивную обратную связь

Большинство людей привыкли к критической обратной связи: она обычно связана с чувством ужаса, страха и взрывом эмоций, и поэтому особенно хорошо откладывается в памяти. По сравнению с этим позитивные отзывы о наших действиях часто остаются незамеченными. Но если вы слишком долго наслаждаетесь похвалами, вас вскоре могут упрекнуть в излишней нескромности. А значит нужно практиковаться в том, чтобы не слишком быстро забывать о таких позитивных моментах.

Чтобы запечатлеть эти моменты, создайте пространство — цифровое или физическое, где вы можете сохранять все полученные положительные отзывы. Это могут быть благодарственные письма, комментарии из ваших официальных аттестаций или упоминание результатов вашей работы в электронной переписке. И пусть ваша коллекция не ограничивается рамками вашей профессиональной жизни: отзывы из сферы личной жизни могут быть столь же действенными.

Когда вы получаете смешанную обратную связь, отделите друг от друга положительные и отрицательные комментарии. Это поможет вам на некоторое время сосредоточиться исключительно на положительных отзывах и выяснить, что продолжать делать, а что нет. Например, профессора, курсы которых оценивают сотни студентов, могут использовать взаимный коучинг с коллегами, которым доверяют. В этом случае они помогут друг другу выбрать позитивные комментарии из итоговых оценок, которые стоит сохранить в личной истории.

Как только вы создадите для себя «копилку» с положительными отзывами, сделайте напоминание в календаре, чтобы регулярно к ним возвращаться — ведь каждый раз вы сможете увидеть что-то новое. Спросите себя: можно ли выделить определенные тенденции или повторяющиеся моменты в этой обратной связи? Какие возможности показать себя с лучшей стороны стоит искать? Что еще можно узнать о своих сильных сторонах, и кто может в этом помочь? Хотя многие предпочитают отвечать на такие вопросы самостоятельно, полезным может быть и обмен мнениями с верным другом или коучем. Например, профессорам из предыдущего примера можно было бы назначать встречи доверенным лицам два раза в год, чтобы обмениваться положительными отзывами, помогать друг другу их интерпретировать и подумать о том, как их применить на практике в аудитории.

Задавайте вопросы

Не стоит расслабляться, получив положительные отзывы. Постарайтесь расспросить о них подробнее, чтобы узнать, какие именно шаги были наиболее действенными. Главное — задавать вопросы так, чтобы они не показались проявлением эгоизма, а дали понять, что вы не только готовы открыто выслушать мнение окружающих о себе, но и благодарны им за такую возможность.

Прислушивайтесь, к примеру, к похвалам. Мы часто стараемся не замечать комплименты, потому что нам неудобно их получать. Но на самом деле они помогают развиваться — правда, только если были донесены до нас в конкретной форме. Попробуйте понять, что кроется за клише и размытыми комментариями. Постарайтесь выяснить, что хорошо сработало — как для вас, так и для других — в конкретных ситуациях. Вы можете сказать: «Спасибо, что вы отметили это. Благодаря вашему отзыву мой день удался! Не могли бы вы уточнить, что конкретно в моих действиях впечатлило вас больше всего? Я пытаюсь понять свои сильные стороны, чтобы использовать их потенциал на работе».

Попросите вашего менеджера дать вам несколько развернутых примеров описания ваших сильных сторон по результатам официальной процедуры оценки эффективности. Узнайте у него, как и где эти качества применить на практике. Например, одна знакомая нам сотрудница, узнав, что обсуждения в команде проходят более гладко в ее присутствии, предложила своему руководству приходить и на другие встречи, где ее спокойствие и навыки фасилитатора могли бы быть использованы для улучшения групповых обсуждений. Начальник понял, что ее навыки могут пригодиться и на предстоящем форуме для клиентов, и, таким образом, у нее появилась новая возможность показать свои сильные стороны.

Исследования показывают, что менеджеры избегают давать конкретные и имеющие практическую ценность похвалы, поэтому вы можете сами сделать первый шаг. Спросите о том, что начальству нравится в вашей работе, и попытайтесь получить как можно более конкретный ответ. Например, при встрече один на один с вашим менеджером скажите: «Я пытаюсь больше узнать о том, какой вклад я вношу в деятельность компании, чтобы и дальше повышать эффективность своей работы. Как мой менеджер, вы, вероятно, лучше меня представляете, когда, где и как мои навыки могут пригодиться. Не могли бы вы привести конкретный пример, когда я, по вашему мнению, сумел(а) проявить себя лучшим образом и принести пользу вашей команде?»

Рассмотрите возможность встречи с наставником или коучем исключительно для обсуждения ваших сильных сторон и того, как вы можете развить их и использовать для большей эффективности в своей организации. Отдельно обсудите возможности развития недостающих вам качеств. Так как негативная обратная связь запоминается лучше, чем положительная, почти невозможно сосредоточиться на сильных и слабых сторонах в рамках одной и той же встречи. Если же вы сами даете обратную связь, задумайтесь об использовании этого метода, чтобы помочь вашим сотрудникам расти и добиваться успехов.

Анализируйте свои успехи

Анализируйте постфактум свою работу, чтобы установить для себя контрольные показатели и определить, какой опыт может пригодиться в будущем. Используйте метод, который применяют в спорте: просмотрите свою «запись» событий, чтобы определить, что прошло хорошо, и на основе этого разработайте тактику будущих «игр».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте