Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три способа развить критическое мышление

Хелен Ли Буиг
Фото: DANIEL DAY/GETTY IMAGES

Несколько лет назад один генеральный директор уверял меня, что его компания лидирует на рынке. «Наши клиенты не уйдут к конкурентам, ведь такие перемены обходятся слишком дорого», — объяснял он. Через несколько недель крупнейший производитель рынка потребительских товаров Procter & Gamble решил не продлевать свой контракт с этой фирмой. Гендиректор испытал настоящее потрясение, хотя такое развитие событий было вполне предсказуемым.

Более 20 лет я помогаю организациям, испытывающим трудности. Иногда они обращаются ко мне из-за некомпетентного менеджмента или халатного руководства; многие не успевают за технологическими трендами. Но, как показывает мой опыт, все эти организационные проблемы имеют общую причину: недостаток критического мышления.

Слишком многие руководители бизнеса предпочитают не углубляться в в анализ текущих проблем и их всестороннюю оценку. Часто они делают свой выбор в пользу первого пришедшего в голову решения, не обращая внимания на недостаток доказательств. Более того, топ-менеджеры придают большее значение тем фактам, которые подтверждают правильность их собственных убеждений (когнитивное искажение). Отсутствие метапознания (мышления о мышлении) — также одна из главных причин, по которой люди чувствуют себя излишне уверенными в своей правоте.

К счастью, критическое мышление — это приобретаемый навык. Чтобы помочь людям стать лучше, не так давно я основала некоммерческий фонд Reboot Foundation. Основываясь на своем личном опыте и на работах наших исследователей, я сформулировала три простых способа, которые помогут улучшить навыки критического мышления:

1. Критически оценивайте убеждения.

2. Аргументируйте логически.

3. Мыслите разносторонне.

Вам может показаться, что все это вы и так делаете. Но, скорее всего, вы делаете это не так осознанно и тщательно, как могли бы. Совершенствование этих трех ключевых навыков поможет развить критическое мышление, столь востребованное сейчас на рынке труда.

Критически оценивайте свои убеждения

Работая над изменениями в организациях, в первую очередь я обычно задаю вопрос об убеждениях, которые укоренились в организациях. Однажды я посетила десятки магазинов одной розничной сети, выдавая себя за покупательницу. Вскоре выяснилось, что компания неадекватно оценивала реальный доход ее клиентов, сильно завышая его. Из-за этого сеть устанавливала слишком высокие цены на свою одежду и ежегодно недополучала миллионы.

Разумеется, сложно подвергать сомнению все. Представьте, что вы целый день спрашиваете себя: «Действительно ли небо голубое? Что если человек рядом со мной — не моя коллега, а её сестра-близнец? Откуда мне знать, что завтра мировая экономика не обрушится?» Таким образом, первый этап критической оценки убеждений — это выяснение того, когда стоит ставить их под сомнение. Как показывает практика, если ставки высоки, интересоваться чужим мнением особенно полезно.

Если вы обсуждаете долгосрочную стратегию компании, на реализацию которой будет потрачено много усилий и средств, обязательно перепроверьте свои предположения. Откуда вы знаете, что бизнес будет расти? Что говорят исследования о ваших ожиданиях относительно будущего рынка? Было ли у вас время примерить роль своего клиента, став «тайным покупателем»?

Еще один способ критически оценить ваши убеждения — рассмотреть альтернативы. Вы можете спросить: «Что будет, если наши клиенты уйдут от нас? Что будет, если уйдут из бизнеса наши поставщики?» Такого рода вопросы откроют вам новые и важные перспективы, которые помогут развить ваше мышление.

Аргументируйте логически

Несколько лет назад передо мной стояла задача реорганизации подразделения одной крупной компании по производству нижнего белья. Развитие одной из ее основных линеек продукции многие годы давало сбои, и никто не мог понять, почему так происходит. Оказалось, что компания сделала ошибочный вывод из-за чрезмерного обобщения. В компании считали, что у всех международных клиентов были схожие предпочтения в нижнем белье. Из-за этого производитель поставлял одинаковые модели бюстгальтеров во все свои европейские магазины.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте