Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Сделай сам»: как строить карьеру без поддержки руководства

Картер Каст
Фото: DRAWN IDEAS/GETTY IMAGES

Мы живем в эру самостоятельного развития карьеры. Теперь — и уже много лет — компании реже предлагают организованное обучение. Возможно, дело в том, что работу теперь меняют настолько часто, что в руководстве не видят смысла инвестировать в сотрудников, которые, скорее всего, уйдут от них (срок работы на одном месте на сегодня составляет в среднем четыре года). Раньше с такими инвестициями дело обстояло совсем не так. За 11 лет моей работы в компании PepsiCo, большая часть которых пришлась на 1990-е, «личностный рост» считался одной из основных задач организации.

К сожалению, сегодня компании, сами о том не подозревая, оставляют сотрудников один на один с проблемой недостаточной компетенции и «слепыми пятнами», которые могут поставить под угрозу их карьеру и организационную эффективность. И менеджеры не помогают. Большинство менеджеров слишком заняты собой, и у них нет времени или сил думать о других. Компания Korn Ferry обнаружила, что, оценивая себя на основе перечня из 67 управленческих навыков, менеджеры поставили «развитие подчиненных» на последнее место.

В идеале организациям необходимо делать больше для развития карьеры своих сотрудников: поощрять более быструю обратную связь, разрабатывать ясные критерии эффективности, четко и тактично указывать, над чем нужно поработать, и предоставлять менеджерам ресурсы и стимулы, чтобы развитие сотрудников стало для них приоритетной задачей. Но в реальности большая часть бремени ложится на самих работников. Независимо от уровня занимаемой должности, важно научиться выявлять свои слабые стороны, находить слабые места и укреплять навыки.

Вот шесть шагов, которые вы можете предпринять, чтобы взять развитие карьеры в свои руки.

Поймите, по каким критериям вас оценивают. В чем состоит и измеряется успех на вашей должности? Каковы ваши рабочие цели? Эти вопросы лучше обсудить с менеджером, но если это невозможно, запишите, как вы понимаете свои цели и ключевые показатели деятельности. Покажите их начальнику, договоритесь и  держите связь, чтобы не сбиваться с курса.

Определите свои слабые места. Лучшие работники постоянно учатся и корректируют свои действия, а также регулярно обращаются за обратной связью к начальнику, коллегам и подчиненным. Если руководство ничего не говорит,  начните разговор сами. После презентации или важной встречи отметьте, что сегодня получилось, а затем спросите совета, что можно было бы улучшить. Не усложняйте: большинство из нас может работать над чем-то одним. Выслушайте обратную связь и поблагодарите начальника.

Систематизируйте получаемую информацию. Можно фиксировать обратную связь и все, что вам говорят, в дневнике. Составьте список из 5—10 навыков или компетенций, которые вам нужно развивать на своей должности, и оцените себя (самостоятельно или с помощью доверенного лица) по каждому пункту. Например, если вы бренд-маркетолог, то, возможно, поставите себе «5» за рекламу, «4+» за анализ ценообразования и «3» за торговый маркетинг. Сосредоточьтесь на тех навыках, за которые поставили себе «3», и постарайтесь устранить недоработки. Если попросить об обратной связи вашего предшественника, это ускорит ваше обучение.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте