Как выходцу из России построить карьеру в глобальной корпорации
Маргарита КошманГлобальные компании массово присутствуют в России уже три десятка лет, и этого времени, казалось бы, достаточно для того, чтобы перспективные российские сотрудники могли сделать хороший старт здесь и успеть вырасти на международных просторах. Но пока выходцев из России довольно мало в штаб-квартирах международных компаний, а на посту CEO таких компаний их и вовсе нет. Почему же?
Мы в Spencer Stuart Russia решили найти ответ на этот вопрос, обратившись к тем, кто все-таки смог построить карьеру за рубежом. Мы провели сложное и кропотливое исследование 155 крупнейших международных компаний, в основном из индустрий с более высокой «карьерной мобильностью» (отрасли потребительских товаров и ритейла, технологической, медиа и телекоммуникационной, фармацевтической отраслей). Через работу с нашей базой данных, публичным пространством, нашей сетью знакомств и прямые запросы в целевые компании мы искали «чемпионов» — топ-менеджеров, начавших карьеру в России и доросших до уровня не ниже «глобальный СЕО-3». Мы знали, что ищем крупицы золота в достаточно бедной породе. Так и получилось: пальцев хватит, чтобы пересчитать таких людей. Мы поговорили с каждым, комбинируя структурированное интервью и открытую беседу о том, что помогало и что мешало строить глобальную карьеру.
Уверены, что результаты этого исследования будут интересны как менеджерам, которые строят международную карьеру сейчас, так и компаниям, которые осознали необходимость привлекать людей с «развивающихся рынков» к работе в глобальных штаб-квартирах.
Первая сложная задача на пути глобальной карьеры — подняться с уровня страны на следующую ступень
На индивидуальном уровне образовательный, социальный и экономический контекст нашей страны повлиял на менталитет и набор ключевых навыков тех, кто начал свою карьеру здесь. Некоторые особенности (например, сильный фокус на результат и высокий образовательный уровень) помогали и помогают локальным менеджерам вырасти до уровня управляющих директоров по стране. А вот дальнейший (международный) рост часто блокируется из-за действия факторов, о которых идет речь ниже.
Вот ряд важных инсайтов от тех, кому удалось построить карьеру на международном уровне.
1. Нужно как можно раньше замечать сигналы о том, что вероятность карьерного роста такого человека, как вы, в вашей компании достаточно высока. Например, сигналы, что карьеру в компании делают люди не одного и того же образца (допустим, все люди в штаб-квартире — это немцы/итальянцы/французы примерно одного возраста).
Несколько наших респондентов на собственном примере поняли, что только смена компании даст толчок их дальнейшей карьере. Совет от них: если вы чувствуете себя явным аутсайдером — меняйте компанию. Так вы сможете получить лучший возврат на инвестицию вашего таланта в другом месте. Исключение для этого совета — случаи, когда попытка доказать свою ценность и стать первым «другим» топ-менеджером в этой конкретной компании становится вашей большой личной целью.
2. Крайне важно для построения глобальной карьеры наличие карьерных спонсоров. Следует иметь в виду, что у россиян есть ментальные блоки, работающие против концепции спонсорства в целом. Например, принято считать, что неприлично и даже стыдно просить о помощи в карьере, а успешному человеку достаточно показывать прекрасные результаты. Для начала нужно снять такой блок, если он обнаружится.
Есть несколько секретных ингредиентов, которые делают концепцию карьерных спонсоров мощным инструментом:
Волшебное число — нужно иметь, как минимум, двух карьерных спонсоров в каждый момент времени. Иначе возможности для роста становятся неустойчивыми из-за перемещений или изменения отношений с тем, кого вы считаете своим спонсором.
Карьерные спонсоры должны находиться в корпоративной иерархии на уровень выше того уровня, на котором вы хотите оказаться. Этот урок выучили почти все наши герои. До этого они полагали, что их начальник и есть их карьерный спонсор (но очень часто это совсем не так!) и теряли время, за которое можно было сделать еще шаг-другой наверх.
Ваши спонсоры должны быть влиятельными в организации и лично заинтересованы в развитии талантов.
Важно отнестись к поиску карьерных спонсоров очень серьезно: не ждать, а проактивно идентифицировать потенциальных спонсоров, собрать информацию об их интересах и целях и не бояться обратиться к ним напрямую.
Нужно открыто говорить о своих карьерных амбициях: чтобы было понятно, чему именно помогать. Но при этом важно избежать опасности прослыть карьеристом. Если открыться спонсору с человеческой стороны, а также говорить о своих недостатках и провалах в нужном для роста опыте, это только увеличит шансы на спонсорство.
Когда контакт установлен, нужно общаться со своими спонсорами дисциплинированно и структурированно и найти правильную частоту и глубину коммуникаций с каждым из них.
Нужен свободный английский, а в идеале еще какой-то язык (испанский, итальянский — в зависимости от текущей или целевой компании и географии). Это существенно облегчит задачу интеграции в глобальной компании. Например, Нигяр Махмудова (сейчаc Executive VP, Growth&Innovation в Danone) и Леонид Судаков (президент в Kinship) говорят по-испански.
И еще несколько советов, которые помогут стать заметным и выстроить репутацию на высоком уровне.
1. Нужно работать на одном из влиятельных рынков (одном из крупнейших или быстрорастущих). Перемещайтесь туда с незначимых рынков.
2. Необходимо активно вовлекаться в глобальные инициативы, браться на mission impossible проекты, демонстрировать интерес к делам компании за пределами своего рынка. Почти все наши «чемпионы» называли сложные проекты, которые показали и их способности, и умение работать за пределами текущего контекста, и мотивацию на глобальные задачи.
3. Следует использовать визиты региональных и глобальных боссов, чтобы повысить свою личную заметность. Проводите с гостями время не только в формальных презентациях о достижении планов, создавайте запоминающиеся впечатления о вас и времени, проведенном с вами.
4. Высказывайтесь! Навыки публичных коммуникаций имеют большое значение для глобальной карьеры, инвестируйте в их развитие. Когда вы присутствуете при каких-то дискуссиях и на встречах, не бойтесь высказать свое мнение или изложить идею.
5. Инвестируйте в свой внешний бренд, участвуя в индустриальных форумах и используя релевантные возможности нетворкинга высокого качества.
Когда вы продвинулись на позицию выше страны, следующая задача — стать на ней успешным
Велик риск, что глобальная карьера прервется, если при переходе на новую международную роль менеджер не знает и/или не работает со следующими движущими силами карьеры.
Сильная способность адаптироваться крайне критична, и у нее есть ряд сторон: