Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Для деловой женщины красота — это обуза

Лиа Шеппард, доцент Университета штата Вашингтон, и Стефани Джонсон, адъюнкт-профессор Университета Колорадо в Боулдере, написали фейковые статьи о сокращении штата в компании и сопроводили их фотографиями топ-менеджеров, якобы заявивших об этом. Участникам исследования предложили прочесть статьи, оценить честность руководителей на фото и решить, следует ли их уволить. Если на снимке была очень привлекательная женщина, участники считали ее менее правдивой и более достойной увольнения. Вывод?

Для деловой женщины красота — это обуза

Доцент Шеппард, защищайте свою идею!

Шеппард: В написанных нами для эксперимента статьях приводились слова топ-менеджера компании о том, что сокращения вызваны общей экономической ситуацией, а не проблемами внутри организации. Через краудсорсинговую онлайн-платформу Mechanical Turk, пользователи которой в среднем образованнее обычного американца, мы пригласили нужное количество мужчин и женщин, разделили их на четыре группы и показали каждой группе фото какого-то одного топ-менеджера, якобы объявившего о сокращениях. На фото могла быть очень привлекательная женщина, менее привлекательная женщина, очень привлекательный мужчина или менее привлекательный мужчина. Степень привлекательности мы определили заранее, предложив оценить ее другим людям. Для сопоставимости результатов все люди на снимках были белыми и в деловых костюмах. В каждой категории привлекательности использовались фото двух разных мужчин и женщин (чтобы исключить влияние черт конкретного человека), но каждый участник исследования видел лишь одно фото.

Затем мы задали участникам несколько вопросов: «Насколько вы доверяете объяснениям топ-менеджера? Кажется ли он вам честным человеком?» В ходе дальнейшего исследования с участием студентов из вузов США, посвященного оценке женщин-руководителей, мы также спрашивали, следует ли уволить руководителя как ответственного за сокращения. Оказалось, что красивых женщин воспринимают как менее правдивых, менее достойных доверия лидеров — и более заслуживающих увольнения, чем их не столь привлекательные коллеги.

А что насчет мужчин?

Мы не вы­явили практически никакой разницы в реакции людей на привлекательных и не очень привлекательных мужчин-­руководителей в ситуации объявления о сокращениях. В некоторых случаях красивых мужчин даже считали чуть более честными.

Меня как женщину это возмущает!

У женщин не все так плохо: менее привлекательных из них участники сочли более честными и заслуживающими доверия, чем мужчин с любой внешностью.

А есть ли у красивых женщин хоть какие-то преимущества в профессиональном плане?

Мы проводили отдельное исследование, посвященное восприятию компетентности людей по фото, и выяснили: независимо от гендера привлекательные лидеры кажутся более компетентными. То есть даже если красивая женщина кажется менее честной, люди находят у нее другие положительные качества. Наверняка существуют сферы деятельности, где некоторая неискренность будет достоинством, по крайней мере с точки зрения организации, — например, продажи. В целом имеющиеся данные показывают, что привлекательным людям больше везет в жизни: учителя в школе уделяют им больше внимания; у них шире выбор романтических партнеров; у них выше зарплаты.

Чем же вызвано недоверие к привлекательным женщинам?

Мы предполагаем, что всему виной стереотипный образ коварной соблазнительницы: люди обоих полов подсознательно опасаются, что с помощью своих чар красавицы могут манипулировать людьми (особенно мужчинами). Корни у этого эффекта, вероятно, эволюционные: именно за счет привлекательности женщины традиционно конкурировали за мужчин и через них добивались экономической мобильности. И в наши дни, согласно исследованиям, мужчины больше ценят в партнершах физические качества (хотя и считают красивых женщин менее заслуживающими доверия).

А что, если такая реакция вызвана тем, как руководитель подавал дурные вести?

Был и еще один эксперимент: мы просили людей оценить выступающего с хорошими новостями о компании (объявлением об увеличении числа рабочих мест). Недоверие к женской красоте проявлялось и в этом случае. Мы также представляли участникам женщин в разных должностях: предыдущие исследования указывали на то, что люди хуже относятся к привлекательным женщинам на «мужских» должностях, например в высшем руководстве компаний, чем на традиционно «женских», таких как специалист по связям с общественностью. Но участники нашего исследования сомневались в честности красивых женщин в обоих случаях.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте