Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть советов для тех, кто должен заменить «звезду»

Ребекка Цукер
Фото: Steve Harvey / Unsplash

Выходить на новую должность — и при повышении, и при переходе в другую компанию  — всегда стресс, особенно если ваш предшественник был настоящей звездой. Когда Тим Кук в 2011 году сменил Стива Джобса, сотрудники Apple (а также акционеры компании и весь остальной мир) думали: сможет ли он заменить самого Джобса и развить успех?

На вас, скорее всего, не будет смотреть весь мир. Но все-таки заменить того, кого все знали, кто хорошо справлялся со своей работой, одновременно заманчиво и страшновато. Страшно это потому, что, согласно отчету McKinsey, почти в 50% случаев смена руководства заканчивается неудачно. В том же отчете сказано, что 74% руководителей в США и 83% руководителей во всем мире не считают себя готовыми к новой роли, и менее чем треть из них думает, что их компания достаточно помогает им при переходе. Так что, вероятно, и вам в этот сложный период придется полагаться только на себя.

Чтобы повысить шансы на успех, используйте следующие методы.

Подготовьтесь к работе заранее

Вы должны быть готовы к новой должности еще до того, как впервые придете на новое место работы. Возможно, вам нужно разобраться в продукте, узнать о ключевом клиенте, понять, как устроена отрасль, или получить дополнительные, смежные навыки. Например, Карен (имя изменено) повысили и назначили финансовым директором большой публичной компании после отставки предыдущего директора, проведшего на этой позиции десять лет, уважаемого в организации и известного за ее пределами. Карен нужно было изучить все аспекты финансового дела: налоги, ценные бумаги, недвижимость и общение с инвесторами. Раньше она была вице-президентом по финансам и не соприкасалась с этими вопросами. Перед переходом на новую должность ей иногда приходилось вставать в пять утра, чтобы спокойно почитать перед началом нового рабочего дня (ведь днем она еще работала на прежней позиции). Если вы не сразу переходите на новое место, конечно, во время отпуска нужно немного отдохнуть, но также обязательно следует уделить время подготовке к новой должности.

Будьте собой

Не пытайтесь копировать характер и стиль управления вашего предшественника: не нужно притворяться. Не стесняйтесь быть самим собой — это поможет вам добиться уважения, а кроме того, тогда вас будут меньше сравнивать. Тим Кук — такой же перфекционист, как Стив Джобс, но он намного спокойнее и сдержаннее. Ему явно не нужно «быть как Стив Джобс», чтобы быть успешным.

Кристин Лагард, бывшая глава Международного валютного фонда, в ноябре 2019 заняла должность президента Европейского центрального банка. Вступая в новую должность, она объявила: «У каждого президента свой собственный стиль общения. Я знаю, что некоторые из вас любят сравнивать, оценивать и ранжировать. Но у меня другой стиль. Как я уже говорила, не нужно ничего додумывать, критиковать задним числом и сравнивать. Я буду сама собой — и, вероятно, буду поступать иначе».

Оба лидера проявили самостоятельность, что придало уверенности и остальным.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте