Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Помоги себе сам: почему при выгорании нужно рассчитывать на свои силы

Кира Шабрам , Юй Це Хэн
Фото: Alan Powdrill/Getty Images

Исследования убедительно демонстрируют, что выгорание — это организационная, а не личная проблема. Но в то время как ответственность за предотвращение выгорания ложится на плечи работодателей, с устранением его проявлений, если проблема все-таки настигла, не все так однозначно. Внешние усилия, направленные на помощь при выгорании, какими бы благими они ни были, часто оказываются безуспешными. Это ни в коей мере не освобождает работодателей от ответственности за поддержание психического здоровья своих сотрудников, однако наше недавнее исследование показало: когда вы чувствуете, что выгораете, возможно, лучше всего вы можете помочь себе сами.

Если говорить более конкретно, мы провели несколько исследований, направленных на выявление стратегий восстановления от выгорания, и обнаружили несколько распространенных тенденций.

Из-за чего вы чувствуете выгорание?

Во-первых, наше исследование подтвердило установленный факт, что выгорание не одномерно, а представляет собой сочетание трех отдельных симптомов: истощение (исчерпание умственных или физических ресурсов), отчужденность и негативизм (ослабление социальных связей) и ощущаемое снижение эффективности (уменьшение собственной ценности). Чтобы восстановиться после выгорания, нужно определить, какие из этих ресурсов истощились, и предпринять действия по их восстановлению.

Например, когда основным источником выгорания является истощение, наиболее эффективным инструментом восстановления будут самостоятельные действия по восполнению энергии. В одном из исследований мы оценили по выборке студентов бизнес-школы эффект проявления сочувствия к самому себе. Для оценки был выбран десятидневный интервал в середине семестра — напряженный период, когда у многих проявляется умственное и физическое истощение. Каждое утро мы давали участникам задание на день: иногда мы просили обратить внимание на трудность, с которой они столкнутся в этот день, и затем посочувствовать себе, а иногда просили подумать о сочувствии к другому человеку и продемонстрировать его. Мы обнаружили, что забота о себе (например, десятиминутная медитация, приготовление вкусного блюда или даже дневной сон) в значительной степени коррелировала со снижением оценки уровня выгорания на следующий день. Эти результаты подкрепляют точку зрения, что забота о себе — это не баловство: сделать перерыв и сосредоточиться на себе — один из лучших способов борьбы с истощением и выгоранием.

С другой стороны, когда выгорание связано с негативизмом и безразличием, забота о себе может оказаться не самой эффективной стратегией. Если возникло чувство отчуждения, то попытки сосредоточиться на себе будут только усиливать его. В то же время доброта по отношению к другим может помочь укрепить чувство принадлежности и единения. Когда участникам нашего исследования задали находить возможности сделать что-то для окружающих, они говорили кому-нибудь слова поддержки или приглашали коллег на обед и затем на следующий день отмечали снижение негативизма. Даже потратив несколько минут на то, чтобы успокоить коллегу или выслушать его, люди чувствовали, что выгорание, связанное с негативизмом и безразличием к работе, уменьшается.

И, наконец, наше исследование показывает, что, когда сотрудников мучает ощущение собственной неэффективности, наиболее действенным решением может быть укрепление позитивной самооценки. Интересно отметить, что эти действия могут означать сочувствие как к самому себе, так и к другим: главное — делать что-то, что подтвердит вашу ценность в собственных глазах. Например, мы обнаружили, что действия, направленные вовне, когда вы, например, утешаете коллегу, приводят к росту самоуважения (особенно если коллега выражает благодарность, но такой же эффект оказывают достижения, направленные на себя, например тренировка или законченный проект.

Главное — действовать

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте