Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Когда (и почему) не стоит заниматься чужими задачами

Верджил Фентерс , Маргарет Лучано , Семин Парк , Скотт Танненбаум , Эми Бартелс
Фото: Jupiterimages/Getty Images

Есть важная задача, которую необходимо выполнить, но она не входит в ваши обязанности. Следует ли вам браться за нее? Некоторые ответят: «Конечно!» Хорошо ставить интересы коллектива выше собственных и всегда по возможности стараться внести свой вклад. Другие уверенно скажут «нет» — необязательно из-за лени, а скорее из страха, что такое вмешательство в чужие задачи может вызвать недовольство.

«Занимайся своим делом» — так обычно говорят, чтобы подчеркнуть, как важно выполнять свои — и только свои — обязанности. Мы попытались выяснить, полезно это или вредно — переключаться на задачи, не входящие в ваши функции: например, руководителям выполнять задачи членов команды или наоборот. Мы проанализировали, как это бывает, на основе наблюдений за сотрудниками экстренных служб и записей имитационного тренинга по сценарию происшествия с большим количеством пострадавших (например, аварии с участием нескольких автомобилей или массовой стрельбы). Подобные тренинги крайне важны для подготовки служб экстренного реагирования. Конечно, не все работают в таких сложных условиях, однако всем будет полезно учитывать опыт тех, кто борется с хаосом, и извлекать уроки, применимые в сегодняшнем все более динамичном мире. Мы обнаружили, что, когда нужно решить, стоит ли браться за чужую задачу, важно не забывать о трех вещах.

Остерегайтесь брать на себя чужие задачи в нестабильной обстановке

Прежде чем взяться за задачу другого человека, спросите себя: что происходит вокруг? В нестабильной обстановке, когда ситуация меняется и высока степень неопределенности, нагрузки и срочности, важно, чтобы и лидеры, и члены команды действовали в рамках своих обязанностей и поддерживали требуемый обмен информацией. В таких условиях все меняется настолько быстро, что к тому времени, как человек вернется к собственным задачам, он перестанет владеть обстановкой (https://theconversation.com/how-situation-awareness-could-save-your-life-96032) и будет только усугублять хаос и смятение.

Такая проблема часто возникает у лидеров, предпочитающих выполнять задачи членов команды, а не управлять ситуацией в целом. Мы видели, как в особенно напряженные моменты многие лидеры, которые брались оказывать помощь пациентам, теряли контроль над ситуацией, забывали запросить дополнительные ресурсы (например, вызвать дополнительные машины скорой помощи) и давали подчиненным не те указания (например, отправляли их оказывать помощь пациентам с незначительными ранениями, а не сильно пострадавшим).

Мы также видели, как члены команды брали на себя лидерские задачи в попытках помочь справиться с хаосом — и давали неверные указания и наносили еще больший ущерб работе в целом. Переключение сотрудников между задачами приводило к тому, что выполнялись они медленнее, так как пострадавшими занималось меньшее количество специалистов.

Другими словами, лидерам и членам команд лучше не вносить еще больше изменений в и без того быстро меняющуюся ситуацию. Даже письмо, отправленное по электронной почте не тому получателю, или забытая встреча в Zoom может вызвать кризис в отделе, так как внезапно потребуются дополнительные усилия, чтобы справиться с ситуацией. Аналогично срывы в цепи поставок и запросы на внесение изменений со стороны клиентов могут создать команде дополнительную работу, и ей придется иметь дело с нестабильностью и двусмысленностью. В такие нестабильные времена, когда необходимо сохранять осведомленность и двигаться вперед, лучше оставаться в рамках своих задач и избегать переключения на чужие.

Об авторах

Верджил Фентерс (Virgil Fenters) — преподаватель менеджмента Школы бизнеса Ли Университета Невады в Лас-Вегасе.

Маргарет Лучано (Margaret M. Luciano) — преподаватель менеджмента и теории организации в Колледже бизнеса Смила Университета Пенсильвании.

Семин Парк (Semin Park) — преподаватель менеджмента и предпринимательства в Колледже бизнеса Типпи Университета Айовы.

Скотт Танненбаум (Scott Tannenbaum) — президент Группы организационной эффективности и автор книги «Teams that Work: The Seven Drivers of Team Effectiveness» (Oxford University Press, 2021).

Эми Бартелс (Amy Bartels) — доцент, преподаватель менеджмента в Колледже бизнеса Университета Небраски в Линкольне.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте