Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Когда вас критикуют

Стоун Дуглас , Хин Шила

Обратная связь помогает нам лучше работать, развиваться, понять, чего ждать в смысле продвижения, устранять трения. Все это полезно и для компании. И все же факт остается фактом: во многих компаниях обратная связь не работает. Взгляните на статистику: лишь 36% руководителей добросовестно и регулярно проводят аттестацию сотрудников. 55% участников нашего опроса считают, что последняя их аттестация была несправедливой или неточной, а каждый четвертый признается, что страшится самой этой процедуры. Мы поинтересовались у руководителей службы персонала, в чем тут главная трудность, и большинство из них считает, что начальники не умеют или не хотят говорить сотрудникам неприятные вещи. И ни консультанты, ни наставник не могут им в этом помочь. Во многих компаниях руководителей специально обучают соответствующим навыкам, и это хорошо. Однако научить начальника критиковать — это одно, а научить подчиненных воспринимать критику — совсем другое. А в конце концов только от этого зависит, останется ли от начальственного фидбэка что-то кроме неприятного осадка. А надо сделать так, чтобы оценки не навязывали сотрудникам, а наоборот, те сами активно интересовались обратной связью, зная, сколь она полезна. За 20 лет, что мы учим топ-менеджеров вести с подчиненными трудные разговоры, мы убедились, что почти все они сами в штыки воспринимают не только критику, но и простой совет или замечание вскользь. Они легко обижаются, и отношения надолго портятся. Однако ситуация не безнадежна: научиться правильно воспринимать оценки, в том числе и негативные, не так сложно. Главное — умерить эмоции и искать рациональное зерно в критике, даже бестактной.

Почему критика не откладывается

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте