Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как найти новую работу: лучшие советы от экспертов HBR

Эми Галло
Фото: Zero Creatives/Getty Images

Поиски новой работы — одновременно радостный и пугающий процесс. С одной стороны, вы можете представлять себе, какой будет ваша следующая работа, и мечтать уйти с текущей позиции. С другой стороны, задачи, связанные с поиском работы, могут слишком утомлять, и вы будете волноваться, когда же вы найдете — и найдете ли вообще — новое место.

Из исследований мы знаем, что полезно разбивать крупные задачи, например поиск новой работы, на более мелкие и конкретные, потому что это помогает нам видеть прогресс. Вряд ли вы найдете новую должность за день, но вы можете предпринимать шаги к своей конечной цели, например, отправив резюме двум рекрутерам или позвонив трем знакомым.

В Harvard Business Review опубликованы сотни статей на тему поисков работы, и я просмотрела архив, чтобы найти лучшие советы, которые помогут немного упростить вашу задачу.

Откликнетесь на вакансию

Обновите резюме. Начнем с главного. Если ваше резюме лежало без дела с тех пор, как вы искали работу в прошлый раз, пора смахнуть с него пыль. Несмотря на то, что многое изменилось на рынке труда за последние несколько лет (здравствуй, Великое увольнение), свойства резюме, помогающие ему выделиться, остались прежними.

Считайте ваше резюме маркетинговым документом, который вы тщательно составляете, чтобы убедить ваших читателей (рекрутера, сотрудника отдела кадров или нанимающего сотрудника менеджера), что у вас есть то, что им нужно. Вам необходимо создать базовую версию со всеми правильными элементами, которую вы затем будете корректировать для конкретной должности.

Начните с краткого описания своего опыта. Это повествование, состоящее из нескольких предложений или пунктов, должно зацепить читателя. После вступительной части можно включить в резюме раздел достижений, который свяжет ваш опыт с конкретными требованиями к соискателю. Не нужно тратить место на нерелевантный опыт работы. Перечисляя опыт, приводите конкретные примеры, по возможности выражая свои достижения в цифрах. Писательница Кристи ДеПол приводит такой пример впечатляющего описания: «На прошлой должности я увеличил(-а) годовую выручку с $5 до $6 млн (на 20%), управляя глобальным отделом из шести сотрудников в четырех разных часовых поясах».

Считайте свое резюме историей, которую рассказываете читателю. Говорите не только о своих успехах, но и о контексте, в котором достигли их. Ваша цель — помочь будущим работодателям увидеть, что вы можете сделать для них, исходя из того, что делали в прошлом.

Не переживайте из-за перерывов в работе, коротких периодов работы в разных местах или незапланированных увольнениях. У некоторых работодателей они могут вызывать тревогу, но, как пишет консультант руководителей высшего звена Патрисия Карл, идеальных резюме не бывает, особенно учитывая последние несколько лет неопределенности и потерь на рынке труда. Все это можно объяснить в сопроводительном письме или во время собеседования.

И, конечно, не забывайте о своем профиле на LinkedIn. Он не должен быть точной копией вашего резюме — в конце концов, это разные носители информации. Но страница на LinkedIn должна рассказывать связную и выразительную историю, близкую аудитории, которую вы больше всего хотите привлечь (предположительно менеджеров, ищущих сотрудников, из вашей целевой сферы деятельности). Будьте избирательны в отношении информации, которую размещаете там: не нужно просто перечислять все должности, которые вы занимали когда-либо.

Напишите сопроводительное письмо (письма). Я хотела бы сказать вам, что сопроводительные письма больше никто не читает, но это не так. Даже если будет прочитано одно из двух писем, это на 50% увеличивает шансы, что оно поможет вам.

Что именно нужно написать? Прежде чем начать, узнайте побольше о компании и должности, на которую претендуете. Как и в резюме, вам нужно впечатляющее начало. Четкая, сжатая первая фраза привлечет внимание читающего. Менеджеры, которым нужен новый сотрудник, ищут людей, которые могут помочь им решить их проблемы, поэтому продемонстрируйте, что вы знаете, чем занимается компания и с какими проблемами сталкивается. Затем объясните, как ваш опыт поможет вам удовлетворить эти потребности. Если онлайн-форма не позволяет включить сопроводительное письмо, используйте тот формат, который есть, чтобы продемонстрировать свои возможности выполнять требуемую работу и энтузиазм по отношению к ней — именно в этом заключается конечная цель сопроводительного письма.

Не пишите обезличенно, старайтесь адресовать свое письмо кому-то конкретному. Выясните, как зовут менеджера. Если у вас есть личные связи с компанией или знакомый, работающий в ней, упомяните об этом в первых строчках.

Вот еще одна возможность рассказать историю. Джанин и Ли Лазарус, авторы книги «Everyday Business Storytelling», приводят пример элементов, которые нужно включить в сопроводительное письмо (указаны в скобках), и показывают, как структурировать повествование:

«Одна из моих сильных сторон — способность менять стратегию в условиях стресса (основная идея). Например, в последнем квартале этого финансового года наши продажи упали из-за запретов на поездки в связи с COVID-19 (конфликт). Чтобы решить эту проблему, я начал думать о том, что нужно от нас в это тяжелое время нашим клиентам (действующие лица) и как мы можем переориентировать нашу стратегию на обслуживание внутренних рынков (место действия) с помощью продуктов местного производства. Моя команда (дополнительные действующие лица) решила эту задачу, сделав А, В и С. В результате мы не только внесли вклад в развитие местной экономики по всему миру, но и увеличили продажи на 15% в первом квартале следующего года (решение)».

Рассказав одну-две подобные истории в сопроводительном письме, вы сможете выделиться на фоне тех, кто просто перефразировал пункты своего резюме. Если в письме нет места более, чем для одной истории (лучше, чтобы объем письма не превышал одну страницу), другие можно будет рассказать на собеседовании.

Пройдите собеседование на отлично

Один из моих любимых советов относительно собеседований принадлежит карьерному консультанту и автору Джону Лизу, который говорит: не будьте собой. Лучше, предлагает он, думайте о собеседовании так: «Это подготовленное произвольное выступление, где вы пытаетесь представить лучшую версию себя». Вот несколько советов для прохождения собеседования, которые стоит держать в голове.

Будьте готовы к удаленному собеседованию. В наши дни вполне возможно, что вы не встретитесь с потенциальным начальником и коллегами лично. Если вам назначили видеособеседование, стоит предпринять несколько дополнительных шагов, чтобы ознакомиться с приложением для видеосвязи (вам не нужны недоразумения, которые плохо отразятся на вас) и организовать профессионально выглядящий фон. Поскольку вы не получите много невербальной обратной связи во время разговора, сосредоточьтесь на том, чтобы собеседники чувствовали ваше тепло, и установлении эмоциональной связи.

Эксперт по коммуникациям Кармин Галло дает отличные советы на эту тему. Он предлагает использовать фон, чтобы продемонстрировать рекрутеру, что вы за человек (например, сложить на полках прочитанные вами книги). Еще один совет: говорите медленно и выделяйте главные мысли с помощью интонации. Помните, что в видеоформате голос значит больше, чем при личной встрече.

Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь. Проходит ваше собеседование лично или виртуально, важно, чтобы вы были готовы к нему. Всем известно, что нужно подготовиться, но редко кто готовится в достаточной мере. Разузнайте о компании как можно больше: как она организована, ее показатели, культуру. Изучите отрасль, познакомьтесь с трендами и проблемами. И поищите информацию о людях, которые будут проводить собеседование. Перед интервью перечитайте несколько раз описание вакансии, чтобы продемонстрировать, что у вас есть все необходимые навыки.

Об авторе

Эми Галло (Amy Gallo) — редактор Harvard Business Review, соведущая подкаста «Women at Work», а также автор двух книг: «Getting Along: How to Work with Anyone (Even Difficult People)» и «HBR Guide to Dealing with Conflict». Сфера интересов Эми — динамика рабочих мест.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте