Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стоит ли отказываться от стабильной работы ради мечты

Моник Волькур

XXI век предоставил нам всем замечательную возможность: каждый сам решает, чем хочет заниматься. И если работа не пришлась по душе, ее можно сменить. В этом не только наша свобода, но и страх, и растерянность. Невероятно сложно выбрать свою карьерную тропинку в современном мире. Каждый раз, когда мы что-то меняем, приходится сталкиваться с неопределенностью, сомнениями, осваивать базовые навыки в новой для нас сфере и ориентирования в незнакомой профессиональной среде. Вот что я порекомендую, основываясь на многолетнем опыте исследований и коучинга людей в процессе перехода на другое место.

Учитывайте свои сильные стороны и профессиональные интересы. Это краеугольный камень стратегии. Для карьерной траектории сильные стороны и профессиональные интересы — все равно что полярная звезда для моряков. Присмотритесь: что вас волнует и увлекает, от чего вы зажигаетесь, что стимулирует ваш разум — и вы поймете, какие задачи и обязанности помогут вам наилучшим образом раскрыть себя. Тут-то и наступит для вас пора расцвета.

Вот пример: Ной Таннен, опытный копирайтер и креативный директор рекламной компании. В какой-то момент он устал и окончательно разочаровался в своей работе, которая перестала быть творческой, несмотря на занимаемую высокую должность. Однажды вечером в разговоре с другом, опытным планировщиком клиентских заданий, Ной задал вопрос, благодаря которому его карьера совершила резкий поворот: «Чем, собственно, занимается планировщик клиентских заданий?». Друг объяснил, что его обязанности — определить целевую аудиторию, к которой обращена реклама, провести исследование и на этой основе составить стратегию, которой будет руководствоваться команда креативщиков и дизайнеров. «После этого разговора я не смог уснуть от волнения», — вспоминает Ной.

Или Крис Андерсон: как раз в тот момент, когда ему приелась работа преподавателя политологии, жена подарила ему книгу «Человек, который изменил все». Крис был заворожен тем, как с помощью статистики удалось отобрать в бейсбольную команду игроков с высочайшим потенциалом, которых не замечали другие тренеры. Поскольку Андерсон в молодости в Германии сам играл в футбол и основу его профессии составляли количественные социологические исследования, эта книга подсказала ему, как соединить два своих главных интереса: Крис загорелся идеей применить аналитические методы к футболу.

Проведите разведку и расширьте сеть своих контактов. Когда Ной сказал своим боссам, что хочет заняться клиентскими заданиями, ему ответили, что это ремесло ему придется освоить самостоятельно. Для начала он постарался познакомиться и пообщаться со всеми планировщиками клиентских заданий, кого только смог разыскать. «Их советы мне очень помогли, и так у меня сложилась собственная профессиональная сеть», — вспоминает он. По совету своего друга Ной также принял участие в профессиональной конференции. «Это мероприятие вдохновило меня не меньше, чем тот разговор с моим другом, и я до сих пор применяю некоторые усвоенные там методики», — говорит Ной.

Крис завел блог, чтобы профессионально совершенствоваться в сфере футбола и делиться мнениями с другими фанатами. Ему нравилось это дело — и вскоре у него появилось немало постоянных читателей. Представители британского футбольного клуба стали обращаться к нему с вопросами. Ободренный таким успехом, Крис обсудил с друзьями, стоит ли написать книгу. На вопрос, зачем ему писать книгу, Крис ответил: «Моя мечта — руководить клубом. Как в той книге про “человека, который изменил все”. Но нельзя же ради этого отказаться от профессорской ставки?». Оказалось, что можно и нужно.

Читайте материал по теме: 3 главных принципа хорошего коуча

Попробуйте будущую работу сперва на проектах или в качестве консультанта. Первой задачей Ноя было убедить всех, что отныне он — планировщик заданий, хотя официально он оставался копирайтером и креативным директором: «Я учился формулировать и представлять свои идеи, объяснять результаты исследований и ход мыслей так, чтобы коллеги понимали, почему я применяю именно этот подход». Некоторые рекламные агенты попробовали работать с Ноем, и вместе они добились успеха. «Когда мы занимались крупными проектами, партнеры время от времени привлекали опытных фрилансеров, те встречались со мной, обсуждали основные шаги. Это было невероятно полезно. Помню, как-то раз я зашел в тупик, и опытный планировщик сказал мне: “Нужно все записывать. Пусть внутренний голос говорит вслух”. И я стал набрасывать любые, самые случайные идеи, и в итоге сложился целый стратегический план. Я не понимал, что у меня в голове уже все есть, но старший партнер это увидел», — вспоминает Ной.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте