Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Денежный вопрос: как перестать бояться разговоров про выручку и EBITDA

Ребекка Найт

Если математические расчеты не ваш конек, финансы превращаются для вас в настоящий кошмар. Но независимо от того, какую должность вы занимаете в компании, разбираться в таких терминах, как EBITDA и чистая текущая стоимость, вам в любом случае необходимо. Как расширить свои знания в области финансов? Как определить, какие понятия действительно важно знать для понимания сути своей работы и бизнеса? Наконец, к кому лучше всего обратиться за советом?

Мнение экспертов

Даже если ваша ежедневная работа не требует от вас знания всех финансовых тонкостей, чем лучше вы в них разбираетесь, тем устойчивей ваше материальное положение, считает Ричард Рубек, профессор Гарвардской школы бизнеса и один из авторов справочника HBR по приобретению малого бизнеса. «Если вы владеете языком денег, вы можете достичь гораздо большего», — отмечает Рубек. В конечном счете, если вы пытаетесь продать продукт или стратегию, вам необходимо обосновать не только их практичность, но и высокую рентабельность. «Люди, принимающие решения, захотят увидеть простую модель, в которой будут отражены доходы, расходы, в том числе накладные, а также порядок движения денежных средств, — говорит Рубек. — Им необходимо понять, чем хороша ваша идея». Джо Найт, партнер и старший консультант Института деловой грамотности, а также один из авторов книги «Финансы для нефинансовых менеджеров» считает, что недостаточная подкованность в финансовых вопросах «препятствует развитию карьеры». Если вы не можете сказать что-то дельное при обсуждении результатов компании, вам вряд ли удастся продвинуться по служебной лестнице. «Вас не допустят к ведению проектов, если вы не разбираетесь в финансовых показателях», — говорит Найт. Вот несколько советов, которые помогут вам повысить свою финансовую грамотность.

Преодолейте страх

Перестаньте избегать финансовых вопросов из-за боязни запутаться в расчетах. По мнению Рубека, в этих вопросах нет ничего сложного. Вот как он это объясняет: «С помощью финансовых показателей компании ведут счет так же, как это происходит в бейсболе, только вместо болов и страйков для оценки прогресса используются финансовые результаты». Найт также считает, что расчеты не так сложны, как вы думаете. «Что может быть проще финансов и бухгалтерского учета? Складывай, вычитай, иногда умножай и дели, — говорит он. — И никакого волшебства».

Освойте язык

Возможно, никакого волшебства в финансах и нет, а вот непонятных слов — хоть отбавляй. К счастью, по мнению Найта, выучить терминологию можно разными способами, стоит только проявить инициативу. Если в вашей компании проводятся корпоративные тренинги по финансам, обязательно их пройдите. Если же такой возможности у вас нет, запишитесь на аналогичный курс в каком-нибудь образовательном учреждении или интернете. Конечно, есть масса книг и справочников на эту тему. Найт полагает, что самые важные понятия, которые необходимо выучить, касаются того, как рассчитывать рентабельность, EBITDA, операционную прибыль, выручку и расходы. «Учебник или справочник по финансам станет для вас полезным приобретением, но и Google никто не отменял», — говорит он.

Возьмитесь за отчеты

Затем, по мнению Найта, вам необходимо вникнуть в финансовые отчеты компании. «Ознакомьтесь с балансовым отчетом и проведите его комплексную проверку для того, чтобы понять, как он составлен», — говорит он. Рубек считает, что во время обучения лучше всего записывать финансовые показатели, как в электронном виде, так и на бумаге, и группировать их по категориям. Так вы поймете, сколько денег тратит ваша компания и на чем она их зарабатывает. Переведите финансовые показатели в проценты, тогда распределение доходов и расходов будет более наглядным. «Вам необходимо увидеть общую картину», — объясняет Рубек.

Сосредоточьтесь на ключевых показателях

Для повышения своей компетентности в финансовых вопросах вам необходимо разобраться в ключевых показателях, по которым оценивается успешность вашей компании. По мнению Найта, ваша цель — выяснить, как именно прибыль и убытки соотносятся между собой и как эта взаимосвязь сказывается на результатах деятельности компании с течением времени. Как правило, такие показатели выражены в виде коэффициентов. «Большинство компаний следят как минимум за четырьмя из них: рентабельностью, долей заемных средств, ликвидностью и операционной эффективностью», — говорит он. Каждая компания также следит за специфическими отраслевыми коэффициентами и использует еще два или три показателя, с помощью которых оценивает свои успехи. Уделяя более пристальное внимание балансовым отчетам компании и слушая ежеквартальные телеконференции, посвященные ее финансовым результатам, вы сможете разобраться в них. «Рассчитывать их несложно, необходимо лишь приложить к этому усилия», — говорит Найт.

Займитесь расчетами

Когда у вас появится четкое понимание, как составляются финансовые отчеты и за счет чего ваша компания растет, попробуйте поэкспериментировать со сценариями из разряда «А что, если…», предлагает Рубек. Вот несколько примеров: «А что, если цены будут ниже, а доходы выше? А что, если расходы будут увеличиваться или сокращаться?» Вы не принимаете конкретные решения, а пытаетесь понять и усвоить то, как функционируют модели, и разобраться в тех гипотезах, которые они позволяют вам сделать, объясняет эксперт. Когда у вас на самом деле возникнет необходимость проанализировать последствия какого-то шага — к примеру, решить начать выпуск нового продукта или нет, закрыть завод или нет — вы будете располагать подходящими для этого инструментами. «Люди считают, что бюджет — это нечто статичное, однако в большинстве случаев речь идет об использовании моделей для выделения самого важного и оценки последствий ошибочных решений», — поясняет Рубек.

Найдите наставника по финансам

Джо Найт считает, что общение со старшим финансовым или операционным менеджером, который может стать для вас учителем и в частном порядке ответить на ваши вопросы, также позволит вам поднатореть в финансах. «Это самый естественный способ обучения», — добавляет он. Рубек разделяет его точку зрения: «Тем, кто не силен в расчетах, всегда полезно найти наставника». Такой человек не только поможет вам разобраться в теории, но и проконсультирует вас по любым финансовым решениям, которые вы намерены принять. Рубек также советует попросить коллегу о том, чтобы он при необходимости «попытался воспроизвести» ваши прогнозы и модели. «Таким образом вам удастся скорректировать свою точку зрения», — говорит Рубек. Скорее всего, предположения вашего наставника будут отличаться от ваших. Какие-то из них окажутся верными, а какие-то нет, однако эти расхождения помогут вам найти приемлемый вариант.

Переведите вопрос в личную плоскость

Все еще не хватает мотивации, чтобы разобраться в финансах? Тогда начните относиться к развитию своих навыков в этой сфере так, словно «от них зависит будущее компании», предлагает Найт. «Каждый раз, когда вы получаете зарплату, ее прибыль сокращается, поэтому вам необходимо подумать о том, как ей можно помочь поддержать текущую рентабельность или повысить ее», — добавляет он. Задайтесь целью понять, как ваши ежедневные действия способствуют повышению доходов или сокращению расходов работодателя. Представьте, что вам необходимо составить свой собственный небольшой отчет о прибыли и убытках, спросите себя о том, какую пользу вы приносите компании, поясняет эксперт. Рубек считает, что выполнение подобного упражнения не лишено смысла, однако чрезмерно увлекаться им не стоит. Конечно, когда вы занимаетесь продажами, оценить влияние своей деятельности на финансовые результаты компании довольно просто. Но как быть, если ваша работа — подбор кадров, ведь здесь все не так очевидно? В таком случае, по мнению Рубека, вам следует «объединить усилия с другими сотрудниками и сосредоточиться на проблемах, которые вы в состоянии решить».

Принципы, о которых необходимо помнить

Следует: